Писатель и публицист Анатолий Несмиян пишет в своем телеграм-канале о последствиях введения нефтяного эмбарго:
«На самом деле нефтяные эмбарго, которые вводились против стран-изгоев, никогда не работали «как надо». Всегда часть нефти шла «сверху» ожидаемых объемов по-серому или даже совсем по-черному.
«Нефть в обмен на продовольствие» - программа в отношении саддамовского Ирака - привела к масштабной коррупции, в которой были замешаны ооновские чиновники <…>, и ориентировочно черный экспорт иракской нефти был примерно равен разрешенному. <…> Впоследствии связка между бывшими высшими чиновниками режима Саддама и оргпреступными сообществами дала в руки ИГИЛ (террористическая организация, запрещена на территории РФ) мощный ресурс, с помощью которого, к примеру, боевики ИГИЛ (террористическая организация, запрещена на территории РФ) смогли буквально в сутки захватить двухмиллионный Мосул и стремительно продвинуться почти что к Багдаду.
<…> Санкции против Венесуэлы привели к тому же самому - местные картели быстро переориентировали экспорт нефти на черную торговлю, причем Венесуэле даже не нужно было договариваться с местной преступностью, так как венесуэльский режим - это классический Мафия стейт, где картели и есть государство.
Однако не стоит полагать Запад идиотами - во всех этих случаях тактическая задача была решена. Экспорт нефти и поступления в бюджет в каждой подсанкционной стране падали кратно, создавая нужный Западу эффект тяжелого бюджетного кризиса. Процесс небыстрый, тяжелый и неоднозначный, но «вдолгую» он всегда работал.
В России происходит примерно та же история. При этом ключевой задачей Запада при введении «потолка» было не уменьшить объемы продаваемой нефти, а снизить поступления в бюджет. Уменьшать объемы - это вызвать ее подорожание на мировом рынке, и «потолок» сработал как надо. <…>
Однако пока ключевая цель работает - в бюджет поступает примерно в два раза меньше долларов, чем до введения «потолка». Не стоит забывать, что Россия, как и Венесуэла - мафиозное государство, а потому приближенные к мафиозной верхушке страны компании не возвращают выручку в Россию, что, собственно, и приводит к жесткому дефициту валюты и тяжелому положению бюджета.
<…> Какими будут долгосрочные последствия от «потолка» для России - это вопрос довольно важный. Так как по примеру прочих подсанкционных стран ничего хорошего ожидать не приходится».