Бывший участник Российско-американской двусторонней Президентской комиссии Джеймс Карден пишет в Responsible Statecraft о том, что США и их западные союзники в упор игнорируют успешный исторический пример нейтралитета Австрии, который мог был помочь разрешить украинский кризис:
«Одним из главных препятствий для подписания Декларации о независимости Австрии была проблема австрийского нейтралитета. Для того, чтобы заполучить одобрение СССР касательно составления Декларации, Австрия отправила в Москву через нейтральную Индию сообщение, в котором говорилось, что Вена будет воздерживаться от участия в военных блоках – как западных, так и восточных. Президент Эйзенхауэр изначально был против, так как боялся, что западные немцы последуют примеру Австрии, что расстроит планы американцев по перевооружению ФРГ и интеграции страны в НАТО. Однако этот вопрос потерял актуальность, когда было подписано соглашение о вступлении Федеральной Республики Германии в Североатлантический Альянс в октябре 1954-го года.
<…> Специалисты по ядерной энергетике Томас Ши и Екатерина Павлова в бюллетене учёных-атомщиков от февраля 2022-го года пришли к выводу, что Декларация “доказала свою успешность. Сегодня Вена – это место, где располагаются штаб-квартиры уважаемых международных организаций, таких, как Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК) и Венский международный центр. Город занял первое место в рейтинге самых подходящих для жизни городов за последние 10 лет (анализировался социальный, политический и экономический климат, уровень здравоохранения, образования и инфраструктуры)”.
Удивительно, что США и их воинственные союзники в Европе снова и снова отвергали вполне здравую идею о нейтралитете в пользу догматической одержимости членством Украины в НАТО. Тем не менее, интересно, что, по словам журналиста Бэна Ариса, участники переговоров со стороны Киева во время встречи представителей России и Украины в апреле 2022-го года были готовы уступить требованиям Москвы не вступать в НАТО в обмен на двухсторонние гарантии безопасности от своих западных партнёров, с чем была согласна российская сторона».