Журналист Коул Аронсон пишет в Politico о трудностях экспорта украинского зерна после выхода России из зерновой сделки:
«Даже просто, чтобы доставить зерно с полей до реки, выходит гораздо более затратно, чем до моря. Иван Ниякий, руководитель логистической компании Soul Marine, говорит мне, что, чтобы преодолеть расстояние в 201 километр между Одессой и Измаилом, требуется около 7 часов и стоит это в два раза дороже, чем если отвезти в порты на Чёрном море. Украинские двухполосные шоссе не справляются с текущим потоком грузовиков, даже учитывая тот факт, что водителям приходится обгонять друг друга по обочинам дорог.
Есть и другие причины кроме плохо оборудованных шоссе, почему переход с морского на сухопутный экспорт затруднителен. Колесные пары, установленные на украинских поездах, не совместимы с польскими или румынскими железными дорогами. Кроме этого, водителям приходится подолгу ждать на границе с Польшей и Румынией, даже несмотря на специальную инициативу от ЕС под названием Solidarity Lanes (специальные маршруты между странами ЕС и Украиной для вывоза зерна – Полит.ру), которая была создана с целью упростить ввоз украинского экспорта в страны Евросоюза. По словам исполнительного директора одной из логистических компаний в США, главная проблема состоит в долгой зависимости Украины от доступа к Чёрному морю, из-за чего инфраструктура сухопутных портов оказалась неспособной справиться с огромным потоком грузовых фур. Ждать на границе иногда приходится по многу часов.
Пока российский флот удерживает контроль над акваторией Чёрного моря, сухопутные границы с ЕС остаются самым надёжным способом для транспортировки грузов. Однако по этой причине приходится нести определенные политические издержки. После того, как огромное количество украинского зерна начало демпинговать польский рынок, польские фермеры пришли в ярость, а присутствие тысяч украинских грузовиков повлекло издержки для местных и румынских компаний. В июне ЕС расширил запрет на экспорт зерна с Украины в Польшу; в итоге украинское зерно может оказаться на территории Польши, Болгарии, Румынии, Словакии и Венгрии только транзитным путем и исключительной с одной целью – добраться до портов, расположенных в этих странах».