Блогер Павел Пряников пишет:
«На самом деле чиновничество одинаково во всех странах, тут не надо обольщаться – что в России, что во Франции или Японии.
Оно везде работает по инструкциям, где шаг вправо и влево – её нарушение. Что выходит боком чиновнику.
Потому в развитых обществах придуманы механизмы «параллельного чиновничества».
1.Механизм «выборных чиновников». Губернаторы, мэры, ЗАКСы и горсоветы.
У нас в России с этим стало плохо. Полномочия их малы, местные бюджеты нищие (не говоря уж о том, что в мэры и местные депутаты всё больше попадает людей малоквалифицированных). Например, в Москве есть такая институция, как муниципальные депутаты. Так вот в среднем бюджетные расходы совета мундепов по району… 800 рублей на человека на жителя этого района. Полномочий у мундепов никаких нет.
2.НКО. Функция их во всём мире затыкать те дыры, с которыми не справляется чиновничество. Это экология, бродячие животные, мусор, озеленение, права человека, образование, медпомощь и т.д.
В России с этим тоже всё стало теперь плохо – на НКО приклеен ярлык «мешающихся под ногами» (в лучшем случае, в худшем – врага народа).
Больше ничего не придумано. Есть ещё СМИ, которые помогают вскрывать «язвы общества», но далее важно наличие врачевателей. Есть ещё суды, через которые можно воздействовать на чиновников (но тут тоже всё сложно).
Правда, в последнее время в странах без stato и без «врачевателей» придумывают цифровизацию, чтобы как-то понизить произвол или бездействие чиновников. Особенно продвинулись в этом деле Китай и Россия.
«Госуслуги» и МФЦ и вправду сильно помогли низовым россиянам во взаимодействии с низовым же чиновничеством. Вспоминаю те же паспортные столы в МВД и сравниваю с тем, как просто стало с этим вопросом в МФЦ. Или как ГАИшников-вымогателей на дороге заменили видеокамеры.
Может, такими темпами скоро дорастём до того, что депутатов и судей заменит ИИ (в Китае есть уже первые опыты с судьями-ИИ)».