Журналист Адам Вулдридж пишет в Bloomberg о закате эпохи гегемонии морских держав и идущей ей на смену эпохи доминирования сухопутных государств, которые несут за собой ряд важных последствий:
«Куда не глянь, континентальные державы набирают вес: Россия пытается пересобрать себя в старых имперских границах – сначала поглотив Крым и теперь Украину. Китай присвоил себе огромный морской порт Гонконг и планирует поступить аналогично с Тайванем. Брекзит привел к тому, что Европейских Союз стал больше, чем когда-либо напоминать сухопутную державу, где доминируют Германия и Франция, чей взгляд обращён в сторону Mitteleuropa (Срединная Европа – географический термин, равнозначный Центральной Европе – Полит.ру), не имеющей выхода к морю. Соединенные Штаты, которые долгое время метались между статусом континентальной и морской державы, снова погружаются внутрь себя.
Это плохие новости для будущего свободной торговли и свободы. Морские державы, среди которых самой знаменитой является Британия, создали институциональную и интеллектуальную инфраструктуру либерального капитализма: ограниченное вмешательство государства во внутренние дела общества и свободная торговля на внешних рынках, которая основывалась на инновационных фондовых биржах и могущественном флоте. Сухопутные державы, напротив, шли авторитарной дорогой к современности: раздутая государственная машина, регулярные армии, повлекшие внедрение эффективной системы налогообложения, дирижисткая модель экономики и, самая отличительная черта, жажда земельных завоеваний (самое уродливое воплощение это стремление получило в концепции “жизненного пространства” (lebensraum) Адольфа Гитлера».