Антрополог Александра Архипова пересказывает статью экономиста Бориса Гершмана о колдовстве:
«…Борис сделал базу — на основе соцопросов о колдовстве по всему миру. Главный вопрос в опросе, на который он опирался: верите ли вы, что акт колдовства может привести к плохим последствиям для вас и ваших близких? Далее в ход пошли разные экономические и социально-демографические переменные. В этом и заключается исследование — понять, с чем связано распространение в мире современного колдовства. Уровень образования, например, не главная и не основная зависимость. Главное — это то, что вера в колдовство создает плотную сеть интерпретации правильного и неправильного поведения: ты боишься поступить неправильно, потому что тебя проклянут. Соответственно, когда обычные социальные институты (суд, администрация и т. д.) начинают плохо работать, колдовство становится той силой, которое регулирует отношения (ты не пойдешь воровать корову, потому что либо ты боишься полиции, либо колдуна, который проклянет).
Таким образом, колдовство будет больше присутствовать в государствах, которые являются failure state (где не работают законы, суд, есть взятки, пытки, войны, наемники).
Также — и это меня особенно восхитило — вера в колдовство более характерна для культуры пессимистов-конформистов. Да-да, тех самых, которые любят говорить «Ну, вы же всё понимаете!» — то есть не идут против системы, а оправдывают собственное бездействие (конформизм) тем, что собеседник должен вспомнить негласные правила сообщества и согласиться с ними».