Политолог Алексей Чадаев в ходе своего выступления на форуме «Сделано в России» говорит:
«XXI век — это эпоха жизни во время великих разочарований. Разочарований особенно горьких, потому что глобальные проекты, над которыми лучшие силы человечества трудились не одну сотню лет, в ХХ-м потерпели крах.
Я навскидку назову только три, наверное, самых громких: это биологическое бессмертие, это освоение космоса и это построение справедливого общества. Заметьте, что все три затеи сломались об одно и то же — принципиальные ограничения человеческой природы, хомосапиенса как такового. Выяснилось, что жизнь можно продлевать, но всё равно, организм обречен когда-то умереть. В космос можно выйти, но он не предназначен и не приспособлен для жизни организмов с планеты Земля. Ну, а справедливое общество — оказалось, что для него нужны какие-то другие люди, чем те, которые есть, и их для этого не переделать, проще убить.
По сей причине вся политика и все стратегии XXI века, весь дискурс и вся повестка XXI века оказались, так или иначе, связаны с фундаментальной антропологией, с постановкой под вопрос базовых констант, определяющих существование вида Homo sapiens в течение всей его истории. То есть фокус внимания — на рискованных, на грани и за гранью тысячелетних табу и экспериментов с человеческой природой. И все конфликты, включая и тот, в котором находимся мы сейчас — они, в конечном счете, тоже по этому поводу.
Ну, и еще одна особенность этой эпохи — то, что вопросы, определяющие глобальную повестку, оказалось, в принципе, невозможно не только решать, но даже и ставить, как любили говорить сталинисты, "в отдельно взятой стране". А потому резко обострился вопрос о том, как вообще должно быть построено управление миром. Потому что существовавшие до того системы международного права, основанные на принципе согласования интересов и баланса сил, к этим задачам просто не приспособлены».
И тут же успокаивает паству:
«Ну, и так получилось, что мы сейчас оказались на переднем крае обороны этих старых, списанных институтов, начиная от государства, религии и заканчивая просто хомосапиенсом как таковым. И держим эту оборону от врагов рода человеческого, периодически, впрочем, сдавая позиции то там, то здесь, но, как известно, в обороне войны не выиграть. Основной тезис в том, что чтобы в этом противостоянии прорваться в будущее, нужно говорить не только о себе, но и о мире. Иметь свою версию ответов на все те вопросы, на которые другая сторона их уже дала, и она для нас потому и другая, что они нас категорически не устраивают».