Блогер Василий Тополев пишет:
«В 2000 году президент Клинтон высмеял попытки Китая контролировать свободу слова в интернете. "Удачи; с таким же успехом можете попробовать прибить желе к стенке". В это непросто поверить, но в девяностые действительно считалось, что распространение интернета уничтожит авторитарные режимы и "полицейские государства" по всему миру. И да, это было одним из важных факторов в дискуссиях о вступлении Китая во Всемирную торговую организацию: благодаря ВТО в Китае будет быстрее развиваться интернет, а значит, скорее кончится власть коммунистов.
В реальности ни одно изобретение не помогло полицейскому государству сильнее, чем интернет. <…>У Оруэлла даже в лесу стояли подслушивающие жучки — очень дорого и сложно; теперь всё проще — достаточно взломать телефон, чтобы читать переписку, подслушивать и подсматривать <…>. Можно отслеживать платежи, передвижения, интересы <…>. Ещё есть подключённая к интернету система видеокамер и так далее.
<…> Больше того, в жизнь стал воплощаться главный кошмар левых, неожиданно ставший главным кошмаром правых - про гигантские корпорации, решающие, что можно говорить и что нельзя, и по щелчку пальцев способные уничтожать "цифровые копии" людей.
Есть знаменитая цитата из Записных книжек Ильфа: "В фантастических романах главное это было радио. При нем ожидалось счастье человечества. Вот радио есть, а счастья нет".
Действительно, радио мнилось чудесным средством, которое сможет доставлять правду, игнорируя любые границы. В реальности подъём массового радиовещания <…> совпал с подъёмом тоталитарных режимов, и это только отчасти случайность: именно радио позволило вывести пропаганду на совершенно новый, до этого недостижимый уровень.
Но я нашёл пример покруче. Знаменитый политэконом-марксист Туган-Барановский писал в начале XX века: "<…> Не забывайте, что люди учатся летать. При развитии авиации полицейское государство не может существовать. Воздух не знает ни границ, ни паспортов".
Теперь каждый раз, когда буду снимать обувь и выгребать монетки из карманов перед металлодетекторов, перекладывая паспорт из куртки в джинсы, буду вспоминать видного марксиста».