Исследователь исторической памяти Николай Эппле в интервью итальянскому журналу «Vita» говорит:
«Сейчас важно говорить и думать о том, как не поддаваться ненависти именно в нынешних обстоятельствах и, даже праведно негодуя на варварство и жестокость, стараться не расчеловечивать никого из участников [конфликта]. <...>
На мой взгляд, важно <…> пытаться искать способы, напротив, видеть человека даже там, где, проще и естественнее видеть нелюдя. Это усилие, во-первых, направленное на противостояние эссенциалистским обобщениям, призывающим видеть во всех русских или всех украинцах «русню» или «укропов», а во-вторых, на то, чтобы стараться не поддаваться эмоциям и за самыми ужасными деяниями видеть людей. Это позволит увидеть, что за мародерством[...]часто стоит нищета, что «звериная» агрессия [...] – во многом реакция на бессилие против обстоятельств и произвола командиров, что насилие над детьми – результат воспитания в атмосфере насилия и искореженности психики.
«Вчеловечивающий» взгляд призван не оправдать то, чему не может быть оправдания, но помочь не руководствоваться эмоциями там, где важно руководствоваться разумом, видеть более полную картину происходящего и возлагать большую ответственность на тех, кто ответственен в большей степени. <…>
Что касается россиян в эмиграции, все довольно неплохо. Мы видим инициативы по созданию русскоязычных художественных альманахов и литературных журналов <…> и независимых издательств <…> в эмиграции. Это свидетельство того, что русская культура жива и пытается трезво осмыслять происходящее. Я нахожусь в Европе и вижу, что никакой «отмены» русской культуры, о которой лжет российская пропаганда, здесь нет, а есть, напротив понимание, что граждане России (во всяком случае, находящиеся не в России) не несут коллективной вины за преступления российского режима.
А вот относительно тех, кто остается и продолжает работать в России, не поддерживая режим и войну, все заметно хуже. Эти люди и проекты оказываются в двойной тени – с одной стороны, они блокируются и вытесняются в подполье российской властью, с другой, говорить о них на Западе сложно, потому что это значит «засвечивать» их для российских властей и ставить тем самым под удар.
Между тем таких инициатив очень много и именно им будет принадлежать решающая роль в восстановлении России и возвращении ее <…> в число полноценных членов международного сообщества, когда и если такое восстановление и возвращение станет возможным. Поэтому таким людям и инициативам важно пытаться как-то помогать. Как именно – открытый вопрос. Возможно, речь должна идти о каналах негласной «подпольной» поддержки со стороны западных людей и институций на Западе (так, как это делала в советское время та же Russia Cristiana)».