Участник нашего проекта «После», политолог Владимир Гельман делится впечатлениями от знакомства с обзором российских исследований о международных отношениях:
«Готовя новую книгу, познакомился с недавно вышедшим <…> 462-страничным обзором state of the art российской науки о международных отношениях, написанным 36 авторами, почти все они – россияне. <…> Главные выводы, которые я сделал, таковы:
1.<…> Внешнеполитическая мысль в России прямо-таки бьет ключом: тут тебе и реализм всех мастей, и евразийство, и, само собой, неолиберализм (а то!). Но вот на эмпирические исследования <…> все это богатство мысли по большей части не опирается. У меня сложилось впечатление, что таких исследований, скорее всего, не ведется вообще <…>.
2. <…> Главным результатом развития дисциплины стоит считать поворот от «провинциальной» науки к «туземной». Собственно, провинциальность – это не обзывание, а норма в рамках дисциплины. Нравится это кому-то или нет, но мир политической науки однополярен: он делится на США и все остальное, причем вклад всего остального вместе взятого, меньше, чем у США. <…>
3. В некоторых главах Handbook в качестве недостатка российской науки о международных отношениях рассматривается <…> невостребованность достижений этой самой науки при выработке российской внешней политики. <…> Примечательно, что глав, посвященных критическому анализу российской внешней политики, Handbook не содержит вообще – возможно, такого рода работа в рамках российской науки о международных отношениях просто не проводится».