Профессор Принстонского университета Венди Браун в интервью The Nation по поводу своей новой книги рассказала
о том, как на Западе сформировалась культура лицемерия и инструментализации добродетели:
«Как только религия начинает терять свой авторитет, фундамент всех ценностей — включая ценность правды — рушится. Когда наука и рациональность занимают место религиозной правды, ценности теряют свою основу, потому что новые формы знания не могут стать вместо религии фундаментом новых ценностей и не могут сами формировать их. Вспомним рассуждения Льва Толстого, о том, что наука объясняет, как что-то может быть устроено, но не то, какой у этого смысл или как нам надо это судить или оценивать. Аналогичным образом рациональность дает нам возможность вычислять, размышлять, анализировать и тщательно изучать, но не может указать на конечный смысл или ценность. Таким образом, новые источники правды, возникающие в контексте европейского модерна достаточно сильны не только для того, чтобы создавать новые миры, но и для того, чтобы разрушать устоявшиеся источники смысла или оценочных суждений, изначально присущих религии.
По мере утраты религией своего авторитета фундаментальные ценности — включая ценность правды — не исчезают, но теряют свой абсолютный статус и устойчивость <...> приобретают тривиальный, взаимозаменяемый и инструменталистский характер — в крайнем случае редуцируются до символики и целей осуществления власти. Этот процесс в действии можно сегодня наблюдать на примере корпораций, инфлюэнсеров и политиков, которые манипулируют ценностями в своих интересах.
<...> Все знают, что, например, крупные американские нефтяные компании не пытаются построить мир, основанный на устойчивом потреблении энергии, а скорее пытаются изобразить из себя тех, для кого это важно. Также все понимают, что Дональд Трамп никакой не христианин; он просто обнаружил, что, если он перетянет на свою сторону христиан-евангелистов, то таким образом упрочит свою власть, что, в свою очередь, послужит пищей для его нарциссизма. Аналогичным образом большинство его сторонников знают, что Трамп не победил на выборах в 2020 году, однако правда не имеет никакого отношения к их эмоциональной приверженности фигуре Трампа. При таких условиях ценности все еще с нами: они как будто никуда не исчезли — но потеряли свою глубину, серьезность и способность руководить действиями или создавать мир по своему образу и подобию. Они сводятся к инструментам власти, символике (брендингу), восстановлению репутации, к нарциссическому и другим эмоциональным удовлетворениям — что мы сегодня называем “показной добродетелью”».