Публицист Виктор Постнов в издании «The Moscow Times» пишет:
«Почему государство считает себя вправе управлять бизнесом? Причина проста — Россия все так же живет в системе вотчинного государства, где страна принадлежит носителю власти. В таких условиях люди не владеют бизнесом, а являются его держателями и управляющими <…>.
Вне всякого сомнения, невидимая рука рынка действует в тандеме с видимой рукой государства, задача которого устранять провалы рынка, устанавливая прозрачные правила, поощряя конкуренцию, определяя долгосрочные условия игры, развивая социальные лифты и систему социальной поддержки, вкладывая в развитие человеческого капитала, инфраструктуры и т. д. Но в России сложилось иначе — государство дирижирует невидимой рукой рынка, действуя не по правилам, а исходя из целесообразности.
В угоду целесообразности вводится управление валютным курсом. В угоду целесообразности с 2019 г. был повышен НДС с 18% до 20%: потребовались деньги на нацпроекты, и власти рассудили, что лучше рынка распорядятся ресурсами экономики. Можно, конечно, сказать, что это нормальный элемент налогово-бюджетной политики — повышение налогов, чтобы получить ресурсы, скажем, для инфраструктурных проектов. Но ровно так же в угоду целесообразности была уничтожена государственная накопительная пенсионная система <…>.
В угоду целесообразности налоговая система превращается в своего рода дивиденды — как настоящий собственник бизнеса государство вольно решать, какую часть прибыли изъять через повышение налогов или введение разовых сборов вроде windfall tax <…>. Это похоже на круговорот госденег — когда растет роль госзаказа или льготных программ <…>, государство чувствует себя вправе регулировать, какую часть денег оно изымает у бизнеса сейчас, чтобы потом вернуть в виде дешевых кредитов или заказов. Сами чиновники признают, что целесообразность подменяет правила и предсказуемость, которую должны обеспечивать правила».