Эксперт по международным отношениям Владимир Фролов в издании Forbes пишет:
«Очевидно, что “новый Стамбул”, если уж о нем говорить, не может быть промежуточной договоренностью типа Минских соглашений 2015 года и в главных аспектах должен фиксировать окончательное урегулирование.
Для России это необходимость официального признания Киевом новых границ, отказ от всех территориальных претензий и существенное ограничение военного потенциала Украины в сочетании с нейтралитетом, подразумевающим невступление Киева в какие-либо западные военные альянсы, запрет на любое военно-политическое партнерство с НАТО или отдельными членами альянса.
Проблема Москвы — как гарантировать соблюдение Украиной всех этих ограничений и отсутствие ремилитаризации, не имея возможности контролировать напрямую власть в Киеве? Даже в Финляндии СССР имел определенный голос в том, чтобы в Хельсинки у власти находились политики, которые соблюдали бы все договоренности и не создавали проблем Кремлю. На Украине сегодня это невозможно, хотя Москва мечтает увидеть там “нормальную” власть, с которой можно договориться — хотя бы как в Грузии.
Для Украины сделка должна гарантировать невозможность нового силового вмешательства и сохранение перспективы возвращения утраченных территорий в будущем. Это предполагает создание мощного военного потенциала сдерживания либо через наращивание собственных военных возможностей при содействии Запада, либо через заключение двусторонних договоров безопасности с США и другими странами НАТО (вариант Южной Кореи и Японии), либо через принятие оставшейся под контролем Киева Украины в НАТО по германскому варианту. Как известно, перед вступлением в НАТО в 1955 году ФРГ в отдельных соглашениях с членами альянса обязалась не добиваться воссоединения Германии военным путем, а действие статьи 5 Североатлантического договора распространялось только на территорию ФРГ.
<…> Подходы сторон к возможной формуле компромисса пока несовместимы, что делает «новый Стамбул» маловероятным. Возможно, негласной целью Москвы является дестабилизация власти в Киеве через демонстрацию нежелания режима Зеленского остановить войну на фоне непопулярной мобилизации на Украине. Давление на фронте, удары по энергетической инфраструктуре, обвинения Киева в терроризме и сомнения в легитимности власти украинского президента после истечения срока его полномочий 21 мая 2024 года теоретически могут стимулировать внутреннее и внешнее давление на Киев в пользу смены режима. Но вероятность такого развития событий невелика, при нежелании сторон идти на уступки мы в ближайшие месяцы увидим лишь продолжение противостояния на измор».