Политолог Владимир Гельман пишет:
«За последнее время довелось ознакомиться с российскими дискуссиями среди специалистов по внешней политике, которые велись в период примерно десяти лет, предшествовавших 24 февраля 2022 года (СВОП, РСМД, «Валдай», «Россия в глобальной политике» и др.). Не будучи специалистом в сфере международных отношений, не берусь судить о том, насколько суждения участников этих дискуссий обоснованы теоретически и фактически. Но стилистика самих дискуссий больше всего напоминает феномен, известный как groupthink, когда участники герметичной группы, которым не присуще критическое мышление, убеждают друг друга в собственной правоте, и в конечном итоге все приходят к согласию.
Интересно сравнить с российскими дискуссиями о социально-экономической политике, которые в целом после 1991 года носили гораздо более полифонический характер, и дефицита критического мышления в них не наблюдалось. Звучали разные мнения, приводились разные аргументы, обсуждались разные подходы – чаще всего, с отсылкой если не к статистическим расчетам и математическим моделям, то к опыту тех или иных стран. <…> В российских дискуссиях в сфере внешней политики можно говорить о своего рода однопартийной системе. То есть, в рамках этих дискуссий существует набор доктринальных верований, разделяемый основными участниками дискуссии, и те, кто не разделяет эти верования, как минимум являются аутсайдерами, если не опасными еретиками. К этим верованиям я отношу следующие:
1.В международных отношениях страны делятся на глобальных олигархов и их клиентов. Россия после распада СССР утратила статус глобального олигарха, и восстановление этого статуса – первоочередная задача российской внешней политики
2.Россия, несмотря на ограниченность своих ресурсов, может и должна <…> положить на лопатки своих конкурентов благодаря эффективной внешней политике, не скованной обязательствами перед «коллективным Западом»
3.Россия может и должна «деколонизировать» мир за пределами «коллективного Запада», избавив его от влияния «коллективного Запада» и взамен этого подчинив его своему собственному влиянию
4.США и в целом «коллективный Запад» находятся в состоянии глубокого и безвозвратного упадка, и Россия может и должна использовать этот упадок для дальнейшего ослабления противников по принципу падающего толкни».