Политолог Владимир Гельман пишет:
«Вновь вспыхнувшая дискуссия о влиянии 1990-х годов на современную Россию затрагивает по большей части симптомы многочисленных болезней страны, нежели их причины. Извлечение ренты и коррупция, ставшие главной целью и основным содержанием управления государством («недостойное правление») – это симптомы.
А причины состоят в том, что правящие группы систематически и успешно искореняли электоральную демократию, которая предполагает смену власти в результате выборов («мы теперь у власти – это и есть демократия»).
Именно эти процессы и происходили в России в 1990-е годы, и потом расцвели пышным цветом в 2000-е. Некоторые посткоммунистические страны по части извлечения ренты и коррупции – та же Молдова, например – вполне себе были (и остаются) сопоставимы с Россией, если не хуже. Но смена власти в результате выборов в этих странах не позволяет опасным болезням стать неизлечимыми.
В России вопрос о свободных выборах как инструменте ограничения коррупции в 1990-е годы почти никем не ставился, а в 2000-е был снят с повестки дня всерьез и надолго».