Глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в издании «Коммерсантъ» пишет:
«Предстоятель Русской церкви 15 лет назад был возведен на престол московских первосвятителей. С тех пор многое в церкви изменилось. <…>.
Помню, что, когда началась реализация “программы 200” — так тогда назвали программу строительства новых храмов в Москве,— зазвучали разные вопросы. <…>. Но жизнь показала, что это была правильная цель, которая достигнута трудами многих людей, вдохновленных и наставляемых патриархом. <…>.
Хочу напомнить, что святейший родился в 1946 году и в его памяти живы картины разрушаемых храмов, о чем, несомненно, рассказывали его отец и дед, заставшие самые тяжелые времена богоборчества. <…>.
Храмостроительство стало поистине общим делом, эффективной формой церковно-государственного и церковно-общественного взаимодействия. Всем известно, как сложно строить капитальные здания в мегаполисах: дороговизна, согласования — все это затягивает реализацию. К тому же храм, в отличие от жилого комплекса или торгового центра, не приносит коммерческой прибыли. Поэтому мотивация может быть только нематериальной, и вокруг нее объединялись тысячи небезразличных людей. За эти годы появились специализированные строительные организации, целые сообщества церковных архитекторов, иконописцев, мозаичистов. Храмоздание стало действительно культурным явлением, которое, к сожалению, недостаточно заметно в публичном пространстве. <…>
Главное храмоборческое “пророчество”, которое не сбылось, это “пророчество” о пустых храмах. В Москве нет пустых храмов. Нет их и в других городах. Особенно из тех, которые построены в новых районах, возведенных в советское время или в наши дни. Удобство сходить в храм пешком, с детьми или бабушками и дедушками вместе, вполне оценило подавляющее большинство жителей крупных городов. Храм стал не только местом богослужения, но и пространством для всевозможных секций, культурных и социальных инициатив, образовательных курсов, кое-где даже кафе открылись. Оказалось, что новая церковь всегда и сразу заполняется людьми. Выросло и количество священников, а это значит, что каждый прихожанин может получить больше внимания. <…>.
Над большинством мегаполисов мира возвышаются бизнес- и торговые центры, и кажется, что все эти города похожи один на другой и не имеют никакой другой функции, кроме извлечения прибыли. В российских городах за современными зданиями тут и там видны купола храмов, напоминающие нам, кто мы такие, во что верим и ради чего живем. Это наша идентичность, высеченная в камне».