Постоянный участник нашего проекта «После», политолог Владимир Пастухов (внесен Минюстом в реестр иностранных агентов) пишет, как объединить Россию горизонталью власти:
«Чтобы избавиться от «вертикали власти», нужно сначала соединить Россию не снаружи, а изнутри — «горизонталью власти».
<…> Рискну предположить <…>, что стратегической уязвимостью как ныне существующей политической системы в России, так и всех ее более ранних версий была и остается вынужденная гиперцентрализация гигантской бюрократической машины. <…>
<…> Одним из парадоксов русской колонизации является то, что ее главным мотивом было не столько обогащение <…>, а разрешение через колонизацию каких-то своих внутренних проблем, которые другим способом разрешить не удавалось. <…> Итогом такого метода эволюции стали гигантские территориальные приобретения, отнюдь не всегда бесспорные и полезные <…>. Управление этим колониальным наследием — да еще и в условиях перманентного дефицита ресурсов — как раз и потребовали создания гигантской сверхцентрализованной бюрократии.
<…> В короткий промежуток времени между 2003 годом и 2013-м Россия буквально купалась в деньгах, и именно это, как мне кажется, стало невольным триггером столь глубокой реакции. Возникла иллюзия «эффективности Империи», которая без нефтяного бума не имела бы шансов появиться на свет.
<…> На мой взгляд, разрыв этого замкнутого круга необходим и возможен. Точкой приложения сил гипотетически должна быть та самая бюрократия, которая превратилась в несбиваемый амбарный замок русской истории. Ее надо дозировано ослабить. Слово «дозировано» является здесь ключевым.
<…>То, что в России местная жизнь подавлена так давно и прочно, что рассматривается исключительно как низовое звено единой системы центральной власти, является исключительно проблемой нашей ментальности. На самом деле это два политических мира, сосуществующих рядом, пересекающихся, но не совпадающих. Для децентрализации власти важны оба процесса — и федерализация центральной власти, и развитие самоуправления регионов. <…> Федерализм — это исключительно вопрос о том, как разрезать «властный пирог», чтобы не подавиться: только на три части по вертикали или дополнительно к этому еще и поделить на слои по горизонтали? <…>
Поэтому регионы, как они есть, должны стать базой для развития местного самоуправления в России, что в общем-то даже и логично. Им должна быть предоставлена и гарантирована реальная и достаточная автономия и сохранена возможность иметь представительство в верхней палате парламента. А вот федерализм в России, по всей видимости, придется вводить методом «наложения», создавая еще один «промежуточный» уровень власти, которого до этого не существовало. <…>
Когда я говорю о политических функциях, я имею в виду, что эти новые федеральные округа должны стать центрами политической жизни, которой сейчас там нет, но которую с их помощью необходимо создать. <…> В практическом плане это может означать, что федеральные округа должны иметь свои собственные выборные представительные органы власти, выборную же исполнительную власть <…>.
В конце концов, сейчас в США есть штаты, где смертная казнь, а есть штаты, где она отменена. Точно так же есть штаты, где аборты запрещены, а есть такие, где они разрешены. Может быть, для России такой разброс и ни к чему, особенно по упомянутым выше темам, но в целом это хорошо иллюстрирует, насколько большим в принципе может быть разброс при реальном федерализме».
* внесен Минюстом в реестр иностранных агентов