Политолог Владимир Пастухов (внесен Минюстом в реестр иноагентов – Полит.Ру) пишет об идеологическом противостоянии Горбачева и Ельцина:
«Этот текст посвящаю Дмитрию Муратову, который в моем представлении является наиболее полным и последовательным проводником «линии Горбачева» в наши дни.
1. Горбачев был человеком своей эпохи. Глупо и несправедливо атрибутировать и, тем более, ставить ему в вину лично те заблуждения, которые он разделял с большинством своих современников. Он интересен нам именно тем, чем от этого большинства отличался.
2. Горбачев существовал как историческая возможность, но отнюдь не как историческая необходимость. Перестройка была одним из альтернативных сценариев истории, вероятность реализации которого была крайне невысока. То, что этот сценарий был поднят из запасников истории и выставлен на обозрение в ее центральном зале, есть исключительно личная заслуга Горбачева. <…>
3. Горбачев исторически бинарен. Его роль и миссия могут быть поняты и оценены в полном объеме только в связке с Ельциным. Они не разделимы как Иешуа и Пилат у Булгакова <…>. Они не просто антиподы, а представители двух главных тенденций эволюции российского социума.
4. Вопреки расхожему мнению, Горбачев стал настоящим революционером, оставаясь при этом до конца своих дней консерватором, а Ельцин сыграл в истории России контрреволюционную роль, хотя прославился как радикальный разрушитель старого и созидатель нового.
5. Настоящая революция произошла в России в 1989 году. Горбачев оседлал ее, но не удержал, и она его выбросила из седла. В 1991 и 1993 году произошли два последовательных политических контрреволюционных переворота, итогом которых стало установление в России смешанного <…> политического режима, сочетающего государственный авторитаризм со свободной и достаточно либеральной экономикой. <…>
6. Горбачев и Ельцин воплощали собой две версии русского национализма. Горбачев двигался в сторону <…> национализма Нового времени, соединительной тканью которого является «гражданственность» и все, что с ней исторически связано (концепт «прав человека», конституционализм, правовое государство). Ельцин предложил «традиционный национализм» - то есть национализм, соединительной тканью которого остаются язык, религия, традиционные ценности, кровь. Национализм Ельцина был латентным, завернутым в красивую “модернизационную” повестку. <…>
7. Основная линия политического и идеологического противостояния остается сегодня все той же – горбачевско-ельцинской. Это противостояние между новым и традиционным национализмом. <…> Выход из кризиса неизбежно будет означать возвращение к политической линии Горбачева, очищенной от колебаний и заблуждений его эпохи».