Постоянный участник нашего проекта «После», политолог Владимир Пастухов (внесен Минюстом в реестр иноагентов) пишет, почему конституционный вопрос России сложнее, чем о нём думают:
«В отличие от многих, я считаю, что дело не в Путине, а в централизованной системе власти, на которую все продолжают молиться как в самой России, так и на Западе. И этот замкнутый круг, можно разорвать, только предложив альтернативу сверхцентрализованной модели политической системы.
Традиционному доминированию московской бюрократии должен быть противопоставлен консенсус региональных бюрократий и стоящих за ними местных элит.
Россия сегодня устроена как барак, в котором все живут в одном помещении, разделенном на соты шторками, управляемый паханом, опирающимся на дружину (банду) из крепких мужиков.
Этот барак надо превратить в многоквартирный дом и сделать из него цивильный кондоминиум, управляемый представителями квартиросъемщиков. <…>
<…> Нам нужно учиться не механизмам, а пониманию базовых принципов, которые придется потом творчески применять. Главное качество, которое будет востребовано у строителей будущей России, — это способность к фантазии, умение представлять и создавать то, чего до этого никогда не было.
Лично я вижу узкое место конституционного строительства в сложившейся региональной структуре, не менявшейся в общих чертах со времен Екатерины Великой. Нельзя превратить в кондоминиум барак из почти сотни нежизнеспособных сот. Поэтому соты надо укрупнить до размера, при котором они становятся похожи на «федеральные квартиры», из которых можно строить государство снизу. Но тронуть нынешние соты — значит разворошить улей с дикими пчелами. Вот в этом я вижу главную конституционную дилемму. <…>
Решить эту задачку, на мой взгляд, можно методом «конституционного наложения», добавив к существующей сетке регионального устройства еще одну сетку из субрегионов — что-то вроде генерал-губернаторств или федеральных округов, но наделенных конституционной правосубъектностью. Таких новых субъектов в России может быть от 15 до 25, и для каждого системообразующим может стать крупный существующий мегаполис. При этом если регионы по-прежнему будут замкнуты на верхнюю палату парламента (условно — Совет Федерации), то субрегионы можно замкнуть на Сенат (условно — Госсовет).
Таким образом, мы получим нетривиальную двуслойную федерацию с трехпалатным де-факто парламентом, где каждый из слоев будет разведен по своим политическим функциям. При этом третья палата может играть роль коллегии выборщиков, которая избирает президента, который, в свою очередь, является не главой исполнительной власти, а политическим арбитром, стабилизирующим отношения между различными ветвями власти.
Это, конечно, всего лишь иллюстрация того тезиса, что сегодняшний вынужденный сон конституционного разума способен рождать только чудовищ. Возможно и скорее всего, будут найдены совершенно другие решения. Но одно несомненно — мы уже сегодня должны начинать думать, какой будет политическая система России в неотвратимом будущем».
*признан Минюстом иноагентом