Постоянный участник нашего проекта «После», политолог Владимир Пастухов (внесен Минюстом в реестр иностранных агентов) пишет:
«Нелюбовь к Путину – это все равно про нелюбовь. Борьба со злом не конвертируется в добро по курсу один к одному.
<…> Если даже на смену одному злу приходит другое, то это все равно означает, что всякое конкретное зло конечно. Общая привлекательность зла при этом снижается: ушли те – уйдут и эти. Любому новому злу рано или поздно придет конец.
Но основанное лишь на борьбе с существующим злом добро - относительное, а не абсолютное. <…> Абсолютное добро безотносительно ко злу. Оно не связано со своей противоположностью <…> и не зависит ни от победы над ней, ни от поражения от нее. Абсолютное добро заряжается любовью, а не нелюбовью.
<…> Но разве декларируемая любовь к свободе не является тем абсолютом, который компенсирует неполноценность добра, сотканного лишь из нелюбви ко злу? Ненавидим режим, но любим свободу – на первый взгляд, все логично. Проблема в том, что «нелюбовь и свобода» - это как “зеленое и длинное”. Они не взаимозаменяемы, потому что несопоставимы: режим – это люди, свобода – это идея, то есть абстракция. Любовь к свободе не может заместить нелюбовь к людям, поскольку абстрактным нельзя “вылечить” конкретное.
Но разве нелюбовь к режиму можно приравнять к нелюбви к людям, спросите вы? <…> Когда речь идет о тоталитаризме, режим и народ неотделимы друг от друга. <…> Нелюбовь к режиму всегда будет выворачиваться нелюбовью к народу, который своей в лучшем случае молчаливой поддержкой спасает режим от нашей нелюбви.
Парадокс добра в том, что оно должно сочетать в себе нелюбовь и любовь к одним и тем же людям, в нашем случае – к народу, который совершенно заслужено имеет ровно тех правителей, которых заслуживает. Как его нелюбить, всем понятно, для этого достаточно справедливой ярости, а вот как его при этом полюбить, пока никто не придумал.
Возможно, для этого нужно что-то большее, чем борьба со злом, тем более сиюминутным. Может быть, немного сострадания? Вопреки закону и справедливости, вопреки здравому смыслу и инстинкту».
* внесен Минюстом в реестр иностранных агентов