Постоянный участник нашего проекта «После», политолог Владимир Пастухов (внесен Минюстом в реестр иностранных агентов) пишет:
«Все, что случилось в России после распада СССР, было принято рассматривать сквозь призму концепции «decline of Russia», в вольном переводе – «заката России». Даже когда речь шла о «демократическом транзите», то по умолчанию подразумевалось, что это транзит хоть и демократический, но понятно - откуда и понятно - куда.
Это не значит, что на Западе мечтали о «расчленении России», как об этом любит говорить Путин <…>. Наоборот, распад России был и остается страшным сном американских и европейских политических элит. Но почему-то считалось, что Россия больше никогда не будет способна «по-взрослому» вмешиваться в дела «больших парней» международной политики и, тем более, ломать установленные ими правила игры. <…>
<…> Даже сейчас, когда Россия выделывает в небе одну «мертвую петлю» за другой, на ее «выкрутасы» продолжают смотреть скорее с изумлением, чем со страхом. И еще: не летать и залететь не туда, куда надо, – это разные вещи. Россия сегодня явно залетела не туда, но она по-прежнему летает, и это то обстоятельство, с которым приходится считаться.
«Высоту», которую Россия занимала в течение того короткого исторического периода, который многие сегодня берут за базовую точку исторического отсчета, следовало бы рассматривать скорее не как норму, а как исключение. И наоборот, потеря этой «высоты» должна была бы трактоваться как возвращение к исторической норме, а вовсе не как цивилизационная катастрофа. <…>
Запад не делал того, что должно было быть сделано, и делал много такого, чего делать не стоило. С одной стороны, он занимался попустительством русских элит, позволяя им бесконтрольно себя коррумпировать. С другой стороны, он совершал одно за другим действия, подталкивавшие Россию к сближению с Китаем, будучи уверенным в том, что Россия все равно никуда не денется <…>. Интересы России не были отделены от интересов путинских элит, не были толком осмыслены и приняты во внимание, что, в свою очередь, способствовало консолидации населения России вокруг путинских элит на антизападной платформе. Вникать во все эти тонкости западным элитам было недосуг – ведь Россия же все равно «закатывается», зачем же тратить время. Вот и докатились.
Но еще большую ошибку совершили сами русские элиты. Вместо того, чтобы принять распад СССР как нормальный и естественный процесс, в ходе которого Россия занимает привычный для нее эшелон полета, они бросили все свои силы на то, чтобы любой ценой вернуться обратно в геополитическую стратосферу, и стали изо всех сил натягивать старую прогнившую советскую сову на глобус. Заниженная оценка России Западом замкнулась на завышенные ожидания России от самой себя <…>. Выход из <…> (СВО – Полит.Ру) предполагает встречное движение: Запада - к пониманию того, что до заката России еще далеко, России - к пониманию того, как жить без претензий на супердержавность».
* внесен Минюстом в реестр иностранных агентов