Постоянный участник нашего проекта «После», политолог Владимир Пастухов (внесен Минюстом в реестр иноагентов) пишет в «Новой Газете»:
«Мне кажется, что большинство изготавливаемых сегодня в неограниченном количестве политических проектов «спасения России» являются недостаточно «сумасшедшими» для этой страны. Ее исторический опыт свидетельствует, что успешными в ней оказывались зачастую только самые фантастические, самые одиозные планы. <…>. В этой связи мне захотелось обратить внимание <…> на сценарий, кажущийся достаточно сумасшедшим, чтобы быть сбыточным в России.
<…> Меня всегда удивляло, что критика путинизма в основном ведется с двух сторон: либо с позиций гуманизма <…>, либо с позиций черносотенного шовинизма, который странным образом считает, что все делается правильно, но недостаточно. На мой же взгляд, более всего вопросов к путинизму должно возникать у нормального русского национализма, причем именно по той линии, которую Путин обозначил сегодня как приоритетную для себя: русская цивилизация, русский мир, судьба русской культуры и даже суверенитет с независимостью.
Вместо того чтобы продолжать строить свой цивилизационный путь, предлагая себя в качестве магистрали между Востоком и Западом, Севером и Югом, Кремль подвязывает Россию к китайскому плану глобальной экспансии. <…> По губительности последствий эта политика сопоставима только с трагедией Китая, который в рамках бюрократической оптимизации уничтожил весь свой флот накануне эпохи Великих географических открытий. Это предопределило деградацию Китая до уровня колонии Запада на несколько столетий. <…>
<…> Можно гордиться тем периодом русской истории, который так красочно описан в учебнике Мединского, <…> называя болезнь здоровьем и наоборот, но есть один предельно простой критерий, указывающий на динамику этого кризиса, — демография <…>: общая убыль населения, опережающая убыль собственно русского населения (титульного этноса), опережающая убыль и деградацию русских элит <…>. То есть как минимум демографический кризис в России следует признать фактом, не подлежащим оспариванию.
<…> Русская цивилизация была и остается экстенсивной, то есть развивающейся за счет непрерывной, часто территориальной экспансии, для обеспечения которой как раз и необходим постоянный опережающий рост населения. <…> Теряя население, она больше не может развиваться прежним способом. <…> Количественная и качественная деградация титульного этноса не позволяет России удерживать и нормально развивать уже имеющиеся у нее территории.
<…> Подсознательно общество догадывается о том, насколько глубок кризис, и поэтому в отношении «русского мира» действительно существует не сформулированный в рациональных терминах «запрос на спасение». <…> Путин дает пусть и ложный, но зато простой и понятный ответ на вопрос о том, что спасет Россию. И этот ответ — военный. И за неимением других внятных ответов он принимается как единственно возможный и правильный. То есть Путин продает России старую цивилизацию по цене новой, выдавая старые, изжившие себя идеи за инновационные.
Чтобы спасти русскую цивилизацию, <…> придется прекратить гражданскую войну и устроить всеобщее «прощеное воскресенье». <…> Потребуется заново учиться со всеми дружить и всем улыбаться. <…> Для посредничества нужно создать инфраструктуру. <…> Cамое главное — необходима новая политическая сервисная система для обслуживания этой новой сложной инфраструктуры. Очень часто можно услышать сегодня: «А зачем России демократия, федерализм, правовое государство? Баловство это». И действительно, незачем, если Россия остается военной цивилизацией. Более того, такой России это только во вред. Но другой России, сформированной вокруг другой цивилизационной парадигмы — не военной, а торговой, — без этого сложного интерфейса не выжить».
* внесен Минюстом в реестр иноагентов