Постоянный участник нашего проекта «После», политолог Владимир Пастухов (внесен Минюстом в реестр иностранных агентов) пишет:
«Когда только началась <…> (СВО – Полит.Ру), я написал, что Россия в ней хоронит шанс стать нацией, в то время как Украина такой шанс приобретает. Не отказываюсь от написанного, но появились нюансы. Проблема состоит в том, что «иметь шанс» и «воспользоваться шансом», - это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
На мой взгляд, Зеленский, сделав очень много полезного и важного [...] этим шансом на создание украинской нации в полной мере воспользоваться не сумел. <…>
Этот переход был естественной реакцией общества на ужасы <…> (СВО – Полит.Ру). Зеленский мог пытаться его затормозить, но он решил его поддержать и ускорить. <…> Эта консолидация произошла не на платформе гражданственности, а на платформе патриотизма, что близко, но не одно и то же.
Разница в том, насколько широкой является общественная коалиция. <…> Команда Зеленского сознательно сделала ставку на радикалов и оставила за кадром значительную часть умеренно настроенных украинцев. Это как если бы Путин решил полностью опереться только на Стрелкова и его соратников.
<…> Так или иначе, но [...] Зеленский по всем вопросам политической повестки стал придерживаться самой радикальной, крайней позиции. В том числе, он обозначил как минимальные параметры победы <…> полную и немедленную деоккупацию всех захваченных территорий, включая Крым. <…> Часть общества готова за эту цель убиться, чаще – убить других, а часть не готова. Между этими двумя частями необходимо было достигнуть компромисса. Таким компромиссом стало обещание быстрой <…> (победы – Полит.Ру): боль мгновенна – исцеление вечно.
Концепт «неотвратимой и скорой [...] победы» стал, таким образом, для Зеленского не просто проходной «обiцянкой», а фундаментальной скрепой, обеспечивающей относительный гражданский мир в обществе в условиях, когда власть транслирует радикальную политическую программу ее пассионарного меньшинства. Именно это обстоятельство, а не легкомыслие или давление западных партнеров, заставили Зеленского рисковать и играть этим летом ва-банк.
<…> Развалилась общественная скрепа, вера в то, что все быстро закончится, а значит, можно перетерпеть все «прибамбасы» нынешнего правления. На мой взгляд, самые серьезные вызовы ждут Зеленского в текущем году не за границей, а дома. Либо он находит для общества новую долгоиграющую скрепу, либо общество насадит его на булавку».
* внесен Минюстом в реестр иностранных агентов