Теолог Владимир Шалларь в интервью изданию «ПОСЛЕ.МЕДИА» говорит:
«Если свести к одной краткой формулировке, то русская церковь сейчас является жреческой ритуальной организацией, сакрализующей наличный социально-политический порядок. Генезис этого процесса можно объяснять по-разному. Например, британский религиовед Мэттью Вуд знаменит своей концепцией “продвинутой секуляризации”. По сути, он опроверг постсекулярную теорию, т.е. позицию, что роль религии в жизни современных обществ заметно возрастает, что религия якобы возвращается в социально-политическое поле после долгой атеизации. Вуд убедительно доказывает, что происходит ровно противоположное: секуляризация продолжается, да так, что сами религиозные организации начинают секуляризироваться изнутри.
Приведу пример: в Москве есть протестантский пастор, 99% проповедей которого пропагандируют походы в качалку. Какой вообще в этом смысл? Церковь Христова, собранная вокруг Слова Божьего, призвана быть представительством небесной политии, “не от мира сего”. Когда в церкви начинают пропагандировать ЗОЖ и качалку, то зачем нужна церковь? С российским православием та же история. Огромное миссионерское внимание сосредоточено, например, на военно-патриотических молодежных клубах: давайте собирать автоматы Калашникова и организовывать походы в лес. Причем тут Отцы Церкви, Евхаристия, учение о единстве Бога в трех лицах?
Начиная с эпохи Просвещения вплоть до 1970-х секуляризация работала как вытеснение религиозных организаций из социально-политической жизни. Теперь же сами религиозные организации воспроизводят секулярные дискурсы. И русская церковь — лишь один из многих примеров этого тренда».