Экономист Владислав Иноземцев (внесен Минюстом в реестр иноагентов) в издании «The Moscow Times» (внесено Минюстом в реестр иноагентов) комментирует
заявление министра финансов Антона Силуанова о необходимости «привлечь в экономику» до 40 трлн рублей, которые «сегодня еще находятся либо на руках у населения, либо не участвуют в активных инвестиционных программах».:
«Все эти меры напоминают накопительную пенсионную систему, с помпой введенную в 2002 году, которая приказала долго жить в 2014-м, когда в России был запущен процесс возрождения геополитического суверенитета.
<…> На какие такие «инвестиции» потребовались Кремлю триллионы накопленных населением рублей? Если речь идет именно о выгодных капиталовложениях, то они в нормальной экономике могут осуществляться компаниями за счет прибылей — и замещаться привлеченными средствами прежде всего в те моменты, когда прибыли сокращаются или отсутствуют. Однако ушедший год стал в России в этом отношении весьма особенным: отечественная экономика сгенерировала огромные прибыли <…>. Отечественная экономика довольно уверенно росла при повышении бюджетных ассигнований, и номинальный ВВП за первое полугодие составил 75,3 трлн рублей, а за год может достичь 161–164 трлн рублей.
Если исходить из того, что налог на прибыль в России составляет 20%, чистая прибыль российских компаний в 2023 г. может быть оценена на уровне 18,5–20% ВВП. «Вилка» в расчетах обусловливается как тем обстоятельством, что реальная прибыль больше сальдированного результата на 10-12%, так и тем, что власти применяют дополнительные поборы к наиболее успешным бизнесам. Однако даже если значение показателя окажется немного выше или ниже обозначенного диапазона, оно остается недосягаемым для тех стран, где правительства давно уже не засматриваются на деньги граждан <…>.
Корпоративные прибыли в России исключительно велики даже по военным меркам, а доля зарплат в ВВП, наоборот, недопустимо низка <…> — однако власть РФ исходит из знаменитой фразы главы Совета Федерации Валентины Матвиенко, что в РФ, строго говоря, нет никаких денег, кроме «государевых». <…>
<…> Мы входим в 2024 г. в ситуации, когда богатые не хотят инвестировать заработанные прибыли в стране, которая все чаще отнимает собственность даже у «своих», и поэтому задача состоит в «мобилизации» денег тех, кого пока еще самих не дошли руки мобилизовать. Удастся ли это власти, сказать сложно — но ясно только, что Кремль ввязался в сложное предприятие: одно дело — это «замылить» пенсионные накопления, и совсем другое — перевести вклады в некие не слишком ликвидные «инвестиции».
Хотя, судя по непротивлению россиян военной мобилизации, финансовая тоже может удаться: немного поработать над «повышением финансовой грамотности» — и, глядишь, никто и не пикнет».
* внесен Минюстом в реестр иноагентов