Экономист Владислав Иноземцев (внесен Минюстом в реестр иноагентов) в издании The Moscow Times (внесено Минюстом в реестр иноагентов) пишет:
«В <…> Китае — отнюдь не все благополучно.
Экономический рост замедляется — Всемирный банк предсказывает его в 4,5% в этом и всего 4,3% в следующем году. Бюджетные проблемы как центрального, так и региональных правительств — нарастают: только региональные долги недавно превысили 80% ВВП. А сектор жилищного строительства, недавно переживавший бум, сталкивается с огромными трудностями: за весь 2023 г. падение достигло 6,9%, а в декабре ускорилось до 17% в годовом выражении.
Ни стройка, ни развитие инфраструктуры уже не вытягивают экономику: обеспеченность жильем достигает 40 кв. м на человека, а самые быстрые в мире поезда летают полупустыми, принося одни убытки — долг китайских железных дорог приближается к… $1 трлн.
<…>
И все это — лишь предвестники настоящих проблем. Видят ли их власти? Да, причем настолько хорошо, что запрещают видеть их всем остальным: недавно в стране запретили публикацию статистики по безработице, а с начала этого года стартовала новая волна кампании по удалению с интернет-сайтов экономических изданий материалов, в которых говорилось о предпосылках <…> хозяйственного кризиса.
Может ли Китай справиться с нарастающими трудностями? Прежде всего надо отдать себе отчет, что они выглядят фундаментальными по нескольким причинам.
Во-первых, индустриализация страны почти закончилась: 65% населения живет в городах против 29% в 1995 г. Нужны новые источники экономического роста.
Во-вторых, приток западных инвестиций и технологий, особенно ускорившийся после вступления Китая во Всемирную торговую организацию в 2002 г., иссяк — инвестиции уходят, а вместо технологий приходят санкции.
В-третьих, страна стала больше похожа на западный мир: население начинает сокращаться, а число граждан в трудоспособном возрасте к 2050 г. снизится более чем на 200 млн человек. Западный мир переживал нечто подобное (хотя и со своей спецификой) между 1973 и 1992 гг.; Япония — между 1989 и началом 2000-х; и сложно предположить, что в Китае подобный переход пройдет незаметно. <…>
Фундаментальные сдвиги значат лишь, что пришло время изменить основы государственной экономической политики, чего, правда, курс председателя Си совершенно не предполагает. Правительство могло бы остановить инвестиции в инфраструктуру и оздоровить местные финансы; приватизировать часть госпредприятий; предоставить больше возможностей частному бизнесу; пойти во имя здравого смысла на уступки Вашингтону — хотя бы начав выполнять торговое соглашение 15 января 2020 г., которое китайские власти полностью игнорировали.
Но я бы не надеялся на все это — председатель Си остается сторонником жесткого государственного регулирования и слишком увлечен геополитикой, чтобы посвятить несколько лет “мягкой посадке” китайской экономики».
* внесен Минюстом в реестр иноагентов