Политолог Дмитрий Михайличенко пишет:
«Термин "внутренняя эмиграция" в 2023 году в России характеризует мышление и социальное поведение россиян, не готовых впитывать паттерны подданнической политической культуры, а также высказывать свое публичное отношение к политическому курсу руководства страны при внутреннем несогласии с ним. <…>
Индикаторы этого феномена:
1. Угасание интереса к политике в социуме. На второй год СВО российский социум устойчиво снижает свое внимание к геополитике и политике. Это чувствует на себе и сегмент политических телеграм-каналов, который постепенно демонстрирует признаки оттока аудитории. Общество не чувствует себя бенефициаром политического процесса, считает, что сделать ничего не может (или полагает, что всё идет правильно), и как следствие идет дистанцирование от политики. Это видно и по региональным отделениям парламентских и непарламентских партий, которые в последний год активно избавлялись от своего протестного и контрэлитного (в масштабах регионов) актива.
2. Снижение гражданской активности в соцсетях. Многие провластные акторы ушли из признанной в России экстремистской сети Facebook, и общее внимание к политическим текстам в ней снижается: в значительной степени эта площадка сохраняется для эмигрировавших за границу россиян. Для проповедующих внутреннюю эмиграцию важны не соцсети, а дневники. <…>
3. Уменьшение активности неполитических гражданских организаций. Речь идет об экологах и других активистах. Нынешняя ситуация создает условия, когда любая форма гражданской активности будет поставлена под контроль. Недовольны, например, медики зарплатами (как недавно во Владимирской области). Губернатор тут же заявляет: за этим стоит "чей-то интерес", то есть врачи — лишь пешки, а то, что они могут быть недовольны своим материальным положением, глава региона предпочитает "не замечать".
На дворе — не 1970-е: мобильность социума намного выше времен брежневского застоя, но многие не хотят уезжать и предпочитают внутреннюю эмиграцию. Для государства этот вариант развития событий — вполне себе подходящий. Это может быть одной из граней нового консенсуса общества и власти: "Ты сидишь тихо, починяешь примус, ну, а "Большой брат" тебя не трогает". Но баланс этот шаткий: в ситуацию могут вмешаться обстоятельства непреодолимой силы».