Участник нашего проекта «После», политолог Владимир Гельман пишет о вине и ответственности россиян:
«Можно бесконечно смотреть на три вещи – на огонь, на воду, и на то, как российские интеллектуалы рассуждают о вине и/или ответственности соотечественников после 24 февраля 2022 года. На самих соотечественников разговоры на эту тему не влияют <…>. Большинство индивидов <…> в категориях собственной моральной вины и/или ответственности просто не мыслят. Эти категории для них значимы лишь в плане материальной или юридической ответственности <…>. По доброй воле индивиды обычно осознают моральную вину и/или ответственность только по отношению к своему самому близкому кругу <…>.
По отношению ко всем остальным индивидам и сообществам по доброй воле свою моральную вину и/или ответственность принимают на себя только очень немногие люди. И то, по большей части, они делают это под воздействием извне, которое на них могут оказывать государство, этнические и религиозные общины, СМИ, некоммерческие организации, и проч. Если такового воздействия нет или оно слабое, то все рассуждения интеллектуалов <…> остаются гласом вопиющих в пустыне. Со стороны эти рассуждения напоминают упреки, которые вегетарианцы адресуют мясоедам, упрекая их в вине по отношению к тем, кого они едят, и призывая их к ответственности перед животным миром. Но много ли мясоедов после этих упреков перестают есть мясо?
Безразличие большинства индивидов к своей моральной вине и/или ответственности огорчает и даже раздражает многих интеллектуалов <…>. Но надо понимать, что индивиды таковы, каковы они есть, и других индивидов у нас нет и не предвидится <…>. И что бы ни происходило, свою моральную вину и/или ответственность, скорее всего, ни россияне, ни жители других стран никогда не признают (в Турции спустя сто с лишним лет после геноцида армян вопрос о моральной вине и/или ответственности никто не ставит). А материальную ответственность все равно и уже несут, и будут нести все россияне, независимо от того, признают ли они свою моральную ответственность или нет».