Участник нашего проекта «После» журналист Юрий Сапрыкин пишет в колонке для Weekend:
«Однажды мне довелось присутствовать на некотором ток-шоу, где спорили известный журналист и не менее известный депутат. В перерыве оппоненты разговорились: оказывается, на новогодних каникулах оба были во Флориде, посещали музей Хемингуэя на острове Ки-Уэст, в общем, было что обсудить. Пошла команда "Мотор!", разговор прервался, и уже в эфире журналист продолжил: "Ну вот вы сейчас рассказывали, как были на каникулах в Америке…" — и депутат тут же прервал его: «В какой еще Америке? Я провел праздники со своими избирателями на Алтае!» Переход от Флориды к Алтаю прошел, как сейчас принято говорить, бесшовно. И понятно, что депутат не то чтобы врал — просто говорил то, что должна слышать его аудитория. Даже если аудитория в его случае — это начальство, окей, это просто другая модель монетизации.
Честно говоря, мне самому в этот момент стало жутко: мой личный счетчик искренности и аутентичности, который так безотказно работает в случае тренинга "Марафон желаний" или фотографий Беллы Хадид, на этом месте начал заметно колебаться. Депутат говорил с такой искренней убежденностью, что я даже засомневался: а был ли сейчас разговор про каникулы в Америке? Может, и не было никаких каникул? И вообще Америки не существует? Это же тоже профессиональный навык — говорить так, что тебе невозможно не поверить, произносить те слова, которые люди хотят услышать, нажимать на известные кнопки, запускающие понятные психологические механизмы. Мы знаем, что существуют люди, которые этим навыком владеют в совершенстве — и боже, как блистательно это умение было предъявлено у меня на глазах,— почему же мы не ждем аутентичности от Беллы Хадид, а в случае "серьезных авторов" принимаем ее по умолчанию?
Ощущение вины. Чувство опасности. Желание присоединиться к сообществу, которое даст защиту и чувство правоты. Стремление найти для собственной жизни какой-то сверхличный смысл. Все эти штуки известны с древнейших времен, и в ситуации острейшего общественного конфликта, когда слетает налет цивилизованности, они начинают работать с той же неумолимой силой, что в древнейшие времена. Когда в этой ситуации вам говорят: "Вы всегда были такими-то, и поэтому происходит то, что происходит", "Вы всегда были такими-то, и поэтому должны поступать так-то", "Вы такие, а те другие, и вы навеки друг другу враги", — это создает некоторую ясность, видимо, того же свойства, что в финале тренинга по "разбору завалов своего внутреннего Я". Понятно также, зачем это нужно "серьезному автору": внимание, влияние, то же самое ощущение правоты — даже в отсутствие финансовой составляющей это ценный актив. Счастье — это когда тебе доверяют и за тобой идут, благо нынешнее информационное пространство позволяет каждому не только получить 15 минут славы, но и собрать 15 000 человек своей паствы. <…>
Что ж, напрашивается вопрос: а что же делать, если кругом инфомошенники, которые пытаются обвести нас вокруг инфопальца? Здесь единственно честным ответом будет "не знаю". Ну, или так: настраивайте свои внутренние счетчики, учитесь отличать живые слова от мертвых. Наверное, примерно так же ответили бы на этот вопрос в финале условного тренинга "Марафон желаний" — но кто из нас сегодня не гуру, пусть первым бросит камень».