Глава СПЧ Валерий Фадеев пишет в «Российской газете» о своих взглядах на реформу гуманитарного образования:
«Очень скоро встанет задача обновления всего гуманитарного образования, и более того — всех общественных наук. <…>
Говорят, надо вернуться к советской системе образования, которое долгое время считалось лучшим в мире. Оно было построено в ответ на вызов. Советская система служила задачам ускоренного промышленного развития и обороны. Естественные науки и инженерное дело были в центре этой системы.
В начале XIX века униженная Наполеоном Пруссия мечтала о единой Германии. Братья Гумбольдты создали университет нового типа, фактически этот тип университета преобладает в мире и поныне. Кроме того, они модернизировали систему школьного образования. Уже через два десятилетия Германия получила первоклассную образованную бюрократию и офицерский корпус. И это был один из главных факторов объединения Германии. <…>
На мир обрушился вал низкой культуры. Она была всегда, но никогда не доминировала; ее представители не позволяли себе разрушать иерархию культурных ценностей. И раньше менялись культурные эпохи, появлялись новые стили. Но эти творцы были талантливыми людьми. Теперь же низкая культура выдвигает бесталанных наглецов, которые умеют потакать пошлым предпочтениям публики, потому что сами пошляки. Теперь ничего не стыдно, потому что мерило успеха культурного продукта — быстро заработанные деньги. Я полагаю, что только надлежащее образование усмирит этот девятый вал вульгарности, захлестнувший общество. <…>
Модный тезис: образованными людьми трудно управлять. Как будто наша страна стыдная, и вместе с образованием молодые люди об этом узнают. Те, кто так говорит, так и думает про свою страну. <…>
Новой системе образования нужен дальновидный план. Сейчас: человек наслаждающийся, потребляющий, человек, которым манипулируют. Нужно: человек цельный, познающий, созидающий. А значит, свободный. <…>
Мы погружены в пространство тысяч формул, штампов, клише, которые задают определенное понимание бытия, мировоззрение. Зачастую это вовсе не наука. Это идеология, и не наша идеология — часто идеология привнесена извне. Мы не относились к этому критически, мы разучились рационально оценивать идеологические штампы. Сегодня курсы обществознания во многом прозападные. Так нельзя воспитать гражданина России. Эти курсы нужно отклеить от западной традиции. Эта традиция, как я попытался показать, уходящая натура. Надо, наконец, выйти из плена западного научного позитивизма! <…>
Сегодня мы заранее обедняем познание ребенка и молодого человека, ограничивая систему образования только якобы подлинными и проверенными источниками истины. Это нужно менять. Гуманизация человека, его облагораживание, приобщение к Абсолюту — это и будет ответ на вызов времени».