Криминолог Яков Гилинский рассказывает
в интервью T-Invariant о преступности в России и мире, и об обществе постмодерна:
«После второй мировой войны уровень преступности сильно возрастал во всех странах. Вплоть до конца 1990-х — начала 2000-х годов. А потом начал сокращаться. Это волны, в какой-то степени напоминающие волны экономических кризисов и наоборот — волны роста экономики. Я думаю, что здесь могут быть факторы, причины, о которых мы ещё не очень знаем, не очень догадываемся.
Отчасти преступность ушла в интернет, в сферы телекоммуникации и информационных технологий. Там она сегодня гораздо спокойнее себя чувствует. Самый распространённый криминал — мошенничества и вымогательства.
<…> В 2018 году на одной ежегодной европейской криминологической конференции обнародовали данные, согласно которым раскрываемость обычных преступлений в европейских странах составляла 42-46%. А киберпреступности — всего 4-5%. То есть уличная преступность существенно сокращается с 2000-х годов. А киберпреступность существенно растёт. <…>
<…> Если люди начинают лучше жить, меньше становится безработных, меньше становится людей без средств. Очевидно, это может позитивно влиять на состояние преступности. Но это опять же всё-таки чистая гипотеза. <…> Одними экономическими предпосылками всё не объяснить.
<…> В обществе постмодерна мы живем со второй половины прошлого века, примерно с 1970-х годов. Одна из особенностей этого общества — это глобализация. Глобализация экономик, финансов, современных технологий и так далее. Но ещё и глобализация преступности: международная торговля наркотиками, людьми, человеческими органами.
Другая важная особенность общества постмодерна — деление населения каждой страны на включённых и исключённых. Меньшинство — включённые в активную экономическую, социальную, политическую и культурную жизнь. Большинство — исключённые из неё. Для нас, криминологов, это очень важно, потому что основная масса лиц, совершающих преступления, занимающихся проституцией, кончающих жизнь самоубийством, — это исключённые. <…>
Чем дольше я живу, тем больше я вижу недостатков не только в России, но и в других странах. В человечестве в целом. В книге «Онтологический трагизм бытия» я пишу в значительной степени о том, что вытворяет человечество. Бесконечные войны, конфликты, убийства на протяжении всей человеческой истории. Это надо как-то осмыслять. Есть, конечно, и про современность, и про Россию. В основном, в этой книге размышления о человечестве, о людях. На протяжении всей человеческой истории происходила борьба между «мы» и «они». Всегда в любом обществе происходило деление на «мы» и «они». В животном мире тоже есть сражающиеся друг с другом, противостоящие друг другу: волки, тигры, кто угодно. Но вся разница в том, что звери сражаются рогами, копытами, зубами, когтями, и смертельные исходы случаются крайне редко. Если дерутся два волка и один из них побеждает, то поверженный подставляет под клыки победителя глотку. И схватка прекращается: его не убивают. А люди сперва дрались камнями и палками, потом появились стрелы, пики, копья, сабли. А потом — пистолеты, автоматы, танки и до ядерного оружия включительно. И если вот эта вражда, конфликты между «мы» и «они», «мы» и «вы», между «наши — не наши» до поры до времени были как-то терпимы, то сегодня это может привести к концу человечества, к так называемому омнициду, к самоуничтожению человечества в результате ядерной войны. И, что очень печально, к уничтожению всего живого на Земле».