Научный руководитель НИУ «ВШЭ» Ярослав Кузьминов в издании «Forbes» говорит:
«Платформа дает возможность ее участникам бесшовно присоединиться к одной из программ социального страхования практически без сопутствующих издержек, “нажатием кнопки” и при этом гарантировать профессиональный отбор таких сервисов и их провайдеров.
В мировом опыте еще нет успешных практик регулирования платформенной занятости — более того, от страны к стране они достаточно сильно отличаются. <…>.
России предстоит найти свой подход уже в ближайшее время — скорее всего, он будет непохож ни на один имеющийся в мире сегодня. Регулирование, которое уже разрабатывается в стране по инициативе исполнительной и законодательной властей, создаст правовой статус для новой занятости в целом, и определит права и обязанности ее сторон. Но в первую очередь, оно должно решить вопрос защиты прав и предоставления социальных гарантий для платформенных исполнителей.
Однако из-за низкой готовности к уплате налогов и социальных страховых взносов сверх минимального уровня (4–6%), действовать стоит поэтапно, в том числе, постепенно повышая уровень ответственности самих цифровых платформ. На первых этапах платформы должны в основном информировать исполнителей о существующих у негосударственных пенсионных фондов и страховых организаций программах, а также внедрять удобную IT-инфраструктуру для подключения к ним. Их первая главная задача — заинтересовать человека во вступлении в такую систему, прежде всего через упрощение процедуры подключения и уплаты.
Платформы могут и сами создавать новые схемы добровольного страхования в партнерстве с такими организациями и софинансировать некоторые гарантии. Инструменты софинансирования и другие, предусмотренные, но мало востребованные сейчас, например, добровольные системы пенсионных накоплений, могут усилить свою роль именно в платформенной экономике.
Дальше востребованность добровольных программ социального страхования может расти за счет формата “конструктора” — чтобы занятые могли сами “собирать” комбинацию страховых продуктов на платформе. За счет включения в такой конструктор наиболее востребованных уже сейчас опций, например, добровольного страхования здоровья или автострахования, исполнители смогут активнее подключаться и к базовым гарантиям, которые сейчас менее популярны.
В дальнейшем социальная защита занятых может стать обязательным условием их входа на цифровую платформу. В такой конструкции платформы смогут стать агентами государства по проведению социальной политики. “Входные” размеры социальных платежей смогут расти постепенно, начиная с 1,5% на социальное обеспечение по краткосрочным проблемам, дальше — с включением медицинского страхования и, в последнюю очередь — пенсионного обеспечения».