Журналистка Юлия Тишина в издании «Коммерсантъ» пишет:
«На российском телекоммуникационном рынке сложилась традиция: если не можешь предотвратить разработку нового законопроекта, ее нужно возглавить. Вероятно, руководствуясь в том числе этой логикой, “Вымпелком” предложил законодательно ограничить число сим-карт, которые можно регистрировать на один паспорт. Как пояснил гендиректор компании Александр Торбахов, “проблема серых SIM-карт рискует в ближайшем будущем перерасти в настоящую катастрофу, если и дальше игнорировать ее”.
Это заявление не лишено оснований: несмотря на меры борьбы государства, бизнеса и силовиков с телефонным мошенничеством, его масштабы растут. В 2024 году сенаторы и законодатели заговорили об ужесточении оборота сим-карт и верификации абонентов при участии МВД, обсуждается контроль за передачей банковских карт третьим лицам. В этом контексте инициатива “Вымпелкома” выглядит даже мягкой: если операторы введут самоограничения на продажу сим-карт, скорее всего, им не потребуется тратиться на выстраивание дополнительных каналов для верификации.
Сейчас в российском законодательстве не установлен порог на владение активными сим-картами, на одни паспортные данные можно регистрировать любое количество сим-карт. <…>.
Другой вопрос, что конкуренты вряд ли поддержат инициативу “Вымпелкома”, который еще несколько лет назад официально отказался от погони за объемом абонентской базы. <…>.
“Вымпелком” по итогам 2024 года не раскрыл размер базы, пояснив, что “убрал из отчетности и системы KPI менеджмента все вводящие в заблуждение и оторванные от реальности метрики”, которыми “легко манипулировать”: достаточно прислать на номер одно рекламное СМС или активировать сим-карту в специальном устройстве для выполнения плана продаж.
Однако с учетом идеи ограничения по сим-картам красивая идея отказа от манипулирования метриками вполне может быть трактована как (тоже вполне элегантная) идея манипулирования конкурентами, для которых величина абонентской базы все еще важна. Самому “Вымпелкому” тут терять нечего — по последним раскрытым показателям, в третьем квартале 2023 года число его абонентов и так снизилось на 4% год к году, до 44,1 млн человек».