Журналистка Энн Эпплбаум пишет в The Atlantic о том, что ожидать от саммита НАТО в Вильнюсе:
«В данный момент профессиональная пригодность Столтенберга для этой работы объясняется его прозрачной позицией в отношении угроз, которые несёт Россия, и его дружеским отношением к Украине. Здесь я буду писать аккуратно, так как мы ещё не знаем все детали пакета помощи, который НАТО предложит Украине на саммите в Вильнюсе в Литве на следующей неделе. Украинцы ждут полноценного членства в НАТО, что не является новостью: этот вопрос первый раз серьёзно поднимался на саммите в 2008 году. Решение, которое было принято, не давало Киеву членства в НАТО, но подразумевало его возможность в неопределенном будущем, – это было худшее решение из всех возможных, поскольку Украина оказалась в серой зоне, где она стремилась стать частью Запада, но без гарантий безопасности от западных стран. С тех пор много воды утекло, а сейчас гораздо больше стран открыты идее членства Украины в Альянсе. Несмотря на то, что США не горят желанием поддержать эту инициативу пока конфликт в самом разгаре, потому что опасаются того, что американские солдаты будут незамедлительно вовлечены в конфликт, администрация Байдена ещё может пересмотреть своё решение.
На данный момент НАТО намерена сделать ряд предложений о долгосрочной военной интеграции и помощи. Украина перейдёт с советских систем вооружения на западные, что будет также сопровождаться созданием новых институциональных объединений, куда входит проект Совет НАТО-Украина. Внешнему наблюдателю это, конечно, мало о чём говорит, но знающие люди изнутри придают этому огромное значение. Чтобы ускорить процесс, Украине, как в случае с Финляндией и Швецией, могут позволить присоединиться к Альянсу без долгих процедур в виде участия в программе по принятию новых членов в НАТО (MembershipActionPlan). Некоторые страны могут в итоге выступить с предложением двухсторонних гарантий.
Столтенберг не сказал, каких позиций придерживается каждое государство, несмотря на то, что они давно широко известны. Он сказал, что “его главная задача состоит не в том, чтобы дать интересные ответы, но, чтобы убедиться в том, что мы движемся вперёд по украинскому вопросу”. Посол США в НАТО Джулианна Смит рассказала мне, что генсек НАТО не пытается найти минимально приемлемое решение в своих переговорах – он стремится добиться лучших условий для Украины. Может, это просто американский ход перед началом саммита, но даже если это так, он имеет более широкий смысл. Из-за того, что президент Владимир Путин считает, что время на его стороне, одна из главных задач НАТО заключается в том, чтобы убедить Путина что это не так – Западный Альянс продолжит поддерживать Украину столько, сколько потребуется. Вопрос “долгосрочности” часто выступает в рамках дискуссии трансатлантического сотрудничества по поводу Украины, как и вопрос “постоянства”. Сохранение поста генсека за Столтенбергом как раз и есть часть этого стратегического видения».