Политолог, глава «Клуба регионов» Сергей Старовойтов пишет:
«Главная задача любого политика: серфить на волнах общественных энергий. Из больших волн в России сейчас таких четыре, работая с которыми, политики могут держаться на плаву:
1. Конъюнктурная - работать с "путинским большинством", обеспечивать проведение выборов президента России и в целом помогать «держать строй». Работа спокойная, сытная, но конкуренция огромная и самые хлебные места уже заняты. Монополист этого рынка, конечно, «Единая Россия». Незадачливый конкурент - «Справедливая Россия».
2. Оппозиционная - работать требуется с недовольными гражданами, продавая власти услуги по удержанию этой стихии в рамках дозволенного. Это похоже на работу смотрителем контактного зоопарка. Риски - заиграться в «я представляю народ» (см. кейсы «Навальный» или «Грудинин»). Рынок делят КПРФ и ЛДПР.
3. Ультрапатриотическая - новая волна, только набирающая силу и, естественно, кажущаяся очень привлекательной контрэлитным политикам, которые очень хотят повысить свой статус. Однако, энергия в этой волне такая, что шансы утонуть гораздо выше, чем взлететь на вершину. Привлекательность обусловлена ощущением внезапно открывшегося «окна возможностей». Игроки тоже известны - от Стрелкова и Квачкова, через Малофеева и Кормухина, до Пригожина.
4. Социальная - неочевидная, но от этого не менее перспективная, волна, отражающая запрос на политическое представительство по социальным вопросам. Это пространство разного рода прав: потребительских, трудовых, экологических, религиозных, национально-культурных и проч. В большую политику на этой волне вряд ли можно доехать, но как способ разогнаться, чтобы набрав популярность, перескочить в высшую лигу - вполне подходит. Стратегию используют «Новые люди», а также разного рода правозащитные организации, профсоюзы и даже диаспоры».