Телеграм-канал «Стальной шлем» пишет, почему пророки и целители были популярные в послевоенной Германии:
«Самым известным и обсуждаемым немцем 1950-х гг. был Бруно Грёнинг – «чудо-доктор», который странствовал по Западной Германии и утверждал, будто способен лечить любые болезни посредством невидимой энергетической силы. <…>
<…> Грёнинг несколько раз представал перед судом. Его обвиняли в мошенничестве, отсутствии лицензии на врачевание и причинении смерти по неосторожности – молодая девушка, страдавшая от туберкулёза, уверовала, будто только Грёнинг способен излечить её, отказалась лечиться в больнице и умерла. <…> В конце концов, в 1959 г. в перерыве между судами 52-летний чудо-доктор умер от рака.
Эпопея Грёнинга является главным, но не единственным сюжетом междисциплинарного исследования <…> американского профессора Моники Блэк. В центре её внимания – бум интереса к пророчествам, целителям и ведьмам в послевоенной Западной Германии. <…>
Согласно гипотезе Блэк, исторические катастрофы, с которыми столкнулось немецкое общество в 1940-х гг., <…> сделали образ будущего тревожным и неопределённым. Это, в свою очередь, привело к массовому помешательству на поисках и разгадывании «тайных знаков», которые должны были сделать образ будущего более понятным. Пророки и целители стали естественными помощниками в их расшифровке.
Кроме того, ажиотаж вокруг народных целителей Блэк объясняет состоянием тогдашней медицины. Психосоматика, то есть изучение взаимосвязи психологических переживаний и физического состояния, ещё не была широко распространена, так что институциональная медицина обращала мало внимания на эмоциональное состояние больных. Одно из объяснений «успеха» Грёнинга – это то, что он за счёт своего образа <…> успокаивал измученных людей, после чего им на какое-то время действительно становилось лучше.
Наконец, ещё один важный сюжет книги – это «охота на ведьм». В 1950-х гг. сельские общины на севере Германии захлестнула волна обвинений соседей в колдовстве. Это приводило к остракизму, социальной изоляции, а иногда даже убийствам и самоубийствам. Блэк объясняет ситуацию следующим образом. <…> Нацификация, а затем денацификация разорвали социальную ткань, ввели в обиход доносительство и приучили к формуле, что «человек человеку волк». Теперь за любой проблемой люди стали видеть «происки врагов», а конкретно ведьм».