Директор Европейского совета по международным отношениям Марк Леонард пишет о том, как мир переходит от однополярности к более многополярному мировому порядку:
«На фоне масштабных тектонических сдвигов в мире происходит незаметная революция, которая меняет понимание многополярности и оставляет Запад и его институты за бортом. Перефразируя то, что сказал министр иностранных дел Индии, проблемы Запада перестали быть проблемами всего мира.
Происходящее стало неожиданностью для тех, кто сразу после окончания Холодной войны сделал ставку на то, что институты, выстроенную в эпоху соперничества двух великих держав (очевидно, речь идёт о Международном валютном фонде, Всемирном Банке, ООН и др. – Полит.ру), смогут адаптироваться к новой реальности. Запад по привычке решил подчеркнуть универсализм этих организаций и расширить сферу их влияния. Страны Запада надеялись, что интеграция даже самых недовольных стран в эти структуры поможет снизить вероятность того, что они решат их разрушить. Со временем, как утверждал заместитель госсекретаря Джорджа Буша мл. Роберт Зеллик, они станут “ответственными участниками” (responsiblestakeholders) системы мирового порядка.
<…>, К сожалению, западным государствам вместо того, чтобы пытаться продвигать универсализм этих институтов, стоит использовать их скорее как площадки для обмена информацией и разрешения конфликтных ситуаций, а не как ресурсы для определенных решений. ООН не может предотвратить соперничество между крупными державами, но она может установить ограничения для этого соперничества. Мир отчаянно нуждается в инициативах, которые смогут понизить – не только в случае Тайваня – вероятность войны, и для этого нам нужны дипломатические усилия, направленные на предотвращение конфликтов подобного тому, который сейчас идёт на Украине. Советник по национальной безопасности Джейк Салливан сумел грамотно сформулировать эту цель, назвав её “конкуренцией без катастрофы”.
Необходимо переосмыслить мировой порядок, который вошёл в эпоху “отсутствия сотрудничества”. Многостороннее сотрудничество в области борьбы с изменениями климата и COVID-19 привело к очень скромным результатам, а самые существенные подвижки случились благодаря соперничеству и конкуренции. В любом случае сотрудничество всегда предпочтительно, но если его не удается выстроить, то, возможно, логика конкуренции может сработать также и в других сферах.
Нам также надо признать, что основная активность сейчас происходит за пределами действия западных институтов. В области миротворчества и безопасности Запад уже стал мириться с реальностью все более расколотого мира. Западные страны теперь выступают больше в роли посредников, что хорошо видно на примере конфликтов в Сирии, Мозамбике и Демократической республике Конго, а также в соперничестве между Саудовской Аравией и Ираном. Запад в целом подчинился этой логике, принимая участие тогда, когда это необходимо, но обычно на тех условиях, которые диктуются местными реалиями, а не принятием желаемого за действительное».