Власти Румынии сегодня предупредили о самой тяжелой зиме в Европе за шестьдесят лет. Необходимость санкций против России в Еврокомиссии объясняют отсутствием других «рычагов давления». Однако за них Евросоюз может заплатить «высокую цену», заявил в недавнем выступлении вице-премьер Румынии Хунор Келемен.
По словам политика, сейчас в Румынии заполнены примерно 80 % хранилищ, таким образом около 2 млрд куб. м газа нужно будет покупать на рынке. На сегодняшний день, по оценке кандидата географических наук, доцента СПбГУ и старшего научного сотрудника ИПРЭ РАН Станислава Лачининского, хранилища Европы заполнены лишь на половину.
Россия поставляет более 100 млрд куб. м природного газа и заметный объем СПГ (сжиженного природного газа. — прим. Полит.ру), которые трудно заместить поставками из других стран, рассказал Лачининский в разговоре с Полит.ру. Лидерами по закупкам российского газа по трубопроводам в 2021 году являлись Германия (48 млрд) и Италия (30 млрд), то есть страны с мощной промышленной базой. Более ¾ газа в Европу поступает из России, Алжира, Катара, Ливии, Нигерии и Норвегии. При этом в странах Африки имеются сильные позиции и возможности России, запасы Норвегии существенно снижаются, а Катар предъявляет дополнительные условия на свои поставки. «Добить» дефицит газа альтернативными поставками (из Азербайджана или Восточного Средиземноморья) сегодня невозможно, по мнению Лачининского. А потому риски «холодной зимы» вполне существенны.
Основными сферами применения природного газа являются энергетика, тепло, обрабатывающая промышленность, транспорт и жилищное хозяйство. При этом 20 % электрогенерации на газовых электростанциях Европы обеспечивает именно российский природный газ, но не везде.
«Выделяются несколько групп стран, где совершенно разные источники энергии являются доминирующими при производстве электроэнергии. Так, в Германии, Польше, Чехии и Болгарии уголь стал доминирующим ресурсом, а вот в Испании, Турции, Италии и Великобритании — природный газ. Во Франции, Венгрии, Украине или Словакии — атомная энергия. В ряде балканских стран, в Австрии, Швейцарии, Норвегии и Швеции развита гидроэнергетика», — подчеркнул Лачининский.
По словам ученого, остановка газовых поставок из России не только ставит под вопрос отопительный сезон в Европе, но заставляет высокое начальство ЕС пересмотреть программу декарбонизации экономики (фактически этот процесс уже начался), закрывать многие производства и терять свою конкурентоспособность на мировых промышленных рынках.
Тем не менее говорить о «холодной» зиме для Европы пока рано.
«Европейский климат все-таки более мягкий, чем в России. Поэтому говорить о том, что произойдет какая-то "заморозка", не приходится. Однако не стоит исключать форсмажорных ситуаций. В этом году были необычные похолодания в Германии, в некоторых странах южной Европы… Политики ЕС предлагают занижать температуру в сетях. Но одно дело делать это сейчас и совсем другое — в ноябре-декабре. Это будет нести серьезный риск проблем с системами ЖКХ, которые придется эксплуатировать в авральном режиме», — говорит Станислав Лачининский.
Сможет ли США заместить Россию на европейском рынке? По словам эксперта, возможности США по поставкам на сегодня не превышают 25 млрд с далекой перспективой роста до 50 млрд при устойчивой конъюнктуре цен. Американский СПГ «в обычное время» (не сегодняшний день) на 30 % дороже трубопроводного газа из России, а сейчас его цена подскочила радикально (почти 900 долларов за тыс. куб. м с поставкой в июле). Кроме этого, имеются ограничения по наличию прибрежной СПГ-инфраструктуры, рисками перевозки и производства (недавняя авария на СПГ-заводе), а также в существенные проблемы с подорожанием морского фрахта (от 85 до 100 тыс. долларов в сутки).