Политолог Алексей Макаркин — о российском дискурсе на закате советской власти, повлиявшем на современное общественное сознание:
«Более трех десятилетий назад в Россию символически вернулась эмиграция. Изгнанники, которых официальная пропаганда ранее осуждала, вдруг стали интересны и актуальны. При этом в российском дискурсе утвердились три идеи, для эмиграции довольно маргинальные и конфликтные между собой, связанные с сильнейшей фрустрацией. Споры же, которые вели представители других течений, практически не влияли на современное, также фрустрированное, общественное сознание.
1. Сменовеховство. Государство превыше всего. Раз больше нет царя и разгромлен сражавшийся за "единую и неделимую" адмирал Колчак, то надо служить тем, кто хотя бы на новых основаниях восстановил единство страны. <...> Тем более что можно надеяться на то, что большевистская власть станет более умеренной. <...>
2. Евразийство. Враг в Европе, друг — в Азии. <...> Поэтому Россия в союзе с Азией должна защищаться от европейской военно-идеологической экспансии и если не замуровать, то прикрыть окно, опрометчиво прорубленное Петром.
3. Радикальный монархизм. Государя в 1917 году предали все элиты. <...> Либералы не предали, потому что всегда были врагами России. <...> Дальше развилка — или громко идти до конца, разоблачая всех возможных предателей и врагов, или потихоньку признать, что Сталин не так уж плох — погоны восстановил, Берлин взял. Да и большевиков больше, чем все белые генералы вместе взятые. И тут намечается тропинка к пункту первому — сменовеховству».