Обозреватель «Новой газеты» Зоя Светова в издании Gorby пишет:
«“Против социализма может выступать только сумасшедший”.
Эта фраза, приписываемая Никите Хрущеву, сегодня снова является руководством к действию для судей и прокуроров. И хотя вполне вероятно, что некоторые из них никогда ее не слышали и в силу возраста не знают о том, что такое карательная психиатрия, но почему-то они, как и сорок-пятьдесят лет назад, отправляют людей, не представляющих опасности для общества, в сумасшедшие дома. Почему врачи-психиатры снова, как и сорок-пятьдесят лет назад, выносят свои экспертные заключения, основываясь на том, что тексты, написанные обвиняемыми, или видеопосты, размещенные ими в соцсетях, противоречат пресс-релизам Минобороны?
Это повторение пройденного. У властей те же рефлексы — борясь с инакомыслием, они решили прибегнуть к уже испытанному средству — карательной психиатрии. Зачем?
Цель понятна, как и в Советском Союзе: закрыть судебный процесс против новых «врагов народа», чтобы публика и журналисты не слышали их речей, не давать им лишний раз трибуну.
Второе: очень удобно объявить сумасшедшими тех, кто не согласен с проведением СВО. Это уменьшает их героизацию, кроме того, в очередной раз поддерживает страх в обществе, напоминает, что за инакомыслие можно прослыть сумасшедшим и отправиться на бессрочное заключение в психбольницу.
Все так и не так. Сегодня мы живем в крайне лукавое время, время подмен и манипуляций, время неопределенности и всепобеждающего страха, царящего в обществе.
<…>
Ситуация с карательной психиатрией в сегодняшней России кажется худшей, чем она была в Советском Союзе. Потому что тогда были те, кто мог ее разоблачить, а советская власть боялась этих разоблачений. Сегодня же, повторюсь, разоблачать этот новый-старый метод репрессий — некому. А власть, кажется, уже ничего не боится, и терять ей особо нечего…».