Обозреватель «Новой газеты» Зоя Светова пишет:
«Как устроена жизнь в психиатрической больнице, чем она отличается от жизни в колонии?
Свидания всегда проходят при медсестрах, которые все внимательно слушают и не разрешают обнять близкого человека даже родителям или адвокатам. В колониях разрешаются краткосрочные свидания через стекло и долгосрочные — на три дня, которые осужденный проводит вместе с родными в специальном помещении, где можно готовить домашнюю еду, вместе смотреть телевизор и общаться.
В отличие от СИЗО или колонии, в психбольнице нет ограничений по количеству свиданий. Но поскольку свидания проходят в самом отделении (как правило, специальной комнаты для свиданий нет), то иногда посетителям приходится подолгу ждать своей очереди. Что касается переписки, то врачи ее читают внимательнее, чем некоторые цензоры в пенитенциарных учреждениях. Поэтому адвокаты советуют друзьям и родственникам осужденных на принудительное психиатрическое лечение следить, чтобы письма были на нейтральные темы. Тематика писем может влиять на мнение врачей о «выздоровлении» того или иного пациента.
По закону, медицинская комиссия должна собраться через полгода после вступления судебного решения в силу. То есть до повторной комиссии осужденный может провести в психбольнице больше года. И нет гарантии, что психиатры буду руководствоваться медицинскими соображениями, а не “политической целесообразностью”».