Второй день скандала вокруг "Медиа-МОСТа" придал некоторую четкость сложившейся ситуации. Воспользовавшись успешным для себя развитием событий, руководители "МОСТа", беспрепятственно дезавуировав сделку от 20 июля, торгуются, предлагая в уплату долгов неконтрольные пакеты "МОСТовских" акций. "Газпром" пока отказывается, называет такой вариант смехотворным и напирает на факт вывода активов из "МОСТовских" компаний, имея в виду, что акции, отданные ему в залог за кредиты, теряют в цене. Таким образом, на второй день конфликта неожиданно опубликованное соглашение от 20 июля потеряло всякую актуальность, успев, впрочем, сильно ударить по имиджу министра печати Лесина и всей федеральной власти в целом. Стороны вернулись к давним переговорам по урегулированию задолженности. Это - безусловная тактическая победа Гусинского, который был выпущен из тюрьмы на условиях передачи контрольного пакета "Медиа-МОСТа": к сделке от 20 июля никто не апеллирует, и пока "Газпром" даже не намекает, что она может стать аргументом для претензии в суде.
"МОСТ" в лице Евгения Киселева во вторник вечером предложил "Газпрому" 25% и одну акцию всех "МОСТовских" компаний, кроме НТВ, за долг в 211,6 млн. долларов (который должен быть погашен сейчас). За гарантию кредита банка Credit Suiss First Boston "Газпрому" предлагается в залог еще 25% минус одна акция. Итого "Газпром" получает ровно 50% всего "МОСТа". В НТВ "Газпрому" предлагается 10% - в дополнение к уже 30% имеющимся. Таким образом, "Газпром" не становится собственником ни одного из бизнесов Гусинского. Как пишут "Ведомости" со ссылкой на пресс-службу "МОСТа", именно это предложение Гусинского 15 сентября вывело из себя "Газпром", отчего в итоге июльские переговоры были преданы гласности. По утверждению "Ведомостей", Гусинский также предлагает записать в уставе НТВ, что ни один из его собственников не имеет права владеть или распоряжаться более чем 50% акций, притом что сам Гусинский обязуется продать 9% акций независимому международному инвестору. (Куда при таком раскладе девается еще один процент, ключевой, не вполне ясно.)
Кох в "Известиях" отвечает, что эти предложения "совсем выходят за пределы", сравнивая цифры анализа капитализации "МОСТа" с суммой, выплаченной "Газпромом". Кох обвиняет Гусинского в мошенничестве - в сознательном ухудшении залога. (Кох называет даже компании, в которые Гусинский переводит активы; "Медиа-МОСТ", естественно, уже выступил с опровержением.) "Он нам должен денег, - говорит Кох, - и находится в безнадежном дефолте". Тем не менее, дальнейшая стратегия действий "Газпрома" не очевидна. Судебная процедура банкротства, по словам Коха, займет месяцы, если не годы разбирательств, и "Газпром", судя по всему, в ней не заинтересован. Следствие Генпрокуратуры по выводу активов также нескоро закончится арестом имущества "МОСТа". Таким образом, "Газпром" стоит перед дилеммой - либо согласиться на предложение "МОСТа", либо начинать процедуру по всей форме. Второй вариант, естественно, позволит Гусинскому сохранить контроль над четвертой кнопкой еще на долгий период времени.