Нижеследующие заметки, вообще-то,стоит читать на фоне моей же, опубликованной на «Полит.ру», статьи 2006 г. ,посвященной той же теме – не имея желания повторяться, я упомяну здесь лишь тоновое, что отсутствовало в моих впечатлениях четырехлетней давности и,напротив, бросилось в глаза в ходе недавней поездки.
Итак, на этот раз я приехал в Абхазиюна собственном автомобиле, через границу на реке Псоу, разумеется. Собственно,первое замеченное мною отличие от прежней картины состояло как раз в том, чтоникаких отличий на границе не было. Иначе говоря, российско-абхазская граница ив 2006 году, и ныне выглядит как бы несколько застенчиво, что ли. Контрольно-пропускнойкомплекс в селе Веселое начинается сразу за рынком или, лучше, составляетединое целое с рынком (что в явном виде изображено на официально водруженнойсхеме пересечения границы). Никаких помпезных вывесок, табличек, почти никакихуказателей – ни в Сочи, ни в Адлере, тем более – дальше к Северу вы невстретите дорожный указатель со словами "Сухум", "Абхазия","граница" и т.п. Только – "Веселое", и следует знать, чтограница на его окраине. А прежде – знать, где повернуть на аэропорт Адлер, агде, напротив, не надо слушаться такого же указателя. И если до 2008 годаподобная застенчивость еще имела какой-то смысл в виду неопределенности статусаАбхазии (и, соответственно, ее границы), то сегодня, согласно официальнойпозиции России, эта граница вполне официально отделяет нашу страну отпризнанного соседнего государства и оформить ее надлежащим образом стоило хотя бы из пропагандистских соображений.
Впрочем, печатей в паспортах натой границе не ставят ни наши, ни абхазцы – точнее, ставят лишь по специальнойпросьбе. И то дело: паспорта теперь десятилетние, вдруг в Грузию потом занесет…
Времени на проход границы япотратил при въезде около часу – при выезде же и того меньше: минут пятнадцать. Говорили, впрочем, что бываетмного хуже: в разгар лета стояли чуть ли не по десять часов. Единственнойсодержательной процедурой при движении из России является контроль ГИБДД: оничестно сверяют номера агрегатов с данными свидетельства о регистрации ТС. И этонелишне, учитывая абхазские обстоятельства. Дело в том, что по ту сторону Псоудовольно часто встречаются автомобили представительских марок (всяческие Поршеи Лексусы) с местным номерами, про которые молва говорит, что они"невыездные". То есть, при пересечении российской границы будуттотчас же арестованы, как находящиеся в угоне. Что ж – это детская болезньмногих вновь образованных государств: помнится, читывал про давний плакат навъезде в Черногорию – "Добро пожаловать в гостеприимную Черногорию! Вашавтомобиль уже здесь!"
В целом, автопарк Абхазии зачетыре года ощутимо улучшился – меньше стало откровенного старья, почти исчезлипоразившие меня тогда микроавтобусы "Раф". Впрочем, наших"народных" автомобилей – "Рено Логан" и "Фордов Фокус"по-прежнему очень мало, почти нет. Зато, тотчас же после переезда границы вынатыкаетесь на совершенно всамделишний, из стекла и металла, фирменныйавтосалон Тойота! Так, что какие-то новые иномарки абхазским жителям все-такипо карману.
На границе же вас обязываютзаплатить 150 руб за временную регистрацию (?) транспортного средства и ещесемьсот – за страхование автогражданки. страховка, прямо скажем, дерьмовая: заэти деньги имеете страхового покрытия всего 15 000 руб. Проще из карманадостать, честное слово… Впрочем, вам на ушко шепнут, что всего за каких-то 300руб. можно и избежать приобретения подобного полиса вовсе.
Теперь про общее впечатление отпейзажа. Оно меня, честно говоря, несколько удивило. Тогда, в 2006 г. все выглядело, вцелом, вполне безнадежно: вроде ясно было, что денег нет и взяться им неоткуда– а значит, инвестиций не будет и жизнь ограничится лишь муравьиным копошениемвокруг руин советской инфраструктуры. Так вот, я ошибся: я недооценилспособность людей, оставленных в покое, обустраиваться. А может, и еще какие-томоменты… Во всяком случае, вот этого ощущения безнадеги как-то теперь невозникает. И помимо тойотовского автосалона глаз постоянно натыкается на следыкаких-то вложений капитала – реконструированные здания, вновьпостроенныерестораны и т.д. Вообще, если многочисленные рекламные постеры четыре годаназад рекламировали лишь минеральную воду, то теперь темой номер один сталистроительные услуги и поставки стройматериалов. Помимо стационарных постеров,их предлагают и размещенные вдоль трассы во множестве рукописные таблички иуказатели – чувствуется, что тема урожайная. В жилых домах теперь нередкипластиковые окна с вакуумным стеклопакетами – их тоже усиленно рекламируют наулице…
Городская зарисовка
Новая гостиница
Об источниках денег можно лишьпредполагать. Некоторые инвестиции, впрочем, понятны: так, я видел ужезаканчиваемые в постройке, разом три или четыре бензоколонки"Роснефти" под стандартным брендом "Подсолнух". Понятно и происхождениесредств на строительство "Дома Москвы" в Сухуме. Что-то, видимо,теперь под силу и госбюджету Абхазии: в частности, приведение в порядокосновной трассы – она от границы до Сухума вполне себе ничего, а местами даже,не побоюсь этого слова, хороша. И, судя по непрерывно ведущимся работам, станетеще лучше.
Дом Москвы
Дом Москвы
В остальном же инвестиции, пооценке "на глаз", не превышают по каждому объекту несколькихмиллионов долларов. То есть, могут бытьсделаны каким-либо средним российским предпринимателем в рамках расширенияпортфеля рискованной, венчурной его частью. С одной стороны, правасобственности для иностранцев в Абхазии еще эфемернее, чем у нас. С другой же –стоимость активов невелика, строительные работы недороги, а при благоприятномразвитии событий может быть достигнута довольно высокая прибыльность – еслиникуда не спешить. Море и солнце сделают свое дело.
Сухум
Сухум
Во всяком случае, обилиерассказов об абхазских инвестиционных неудачах россиян свидетельствует, поменьшей мере, об их серьезном инвестиционном интересе. Особенно, в светевыпихивания частных инвесторов среднего калибра из зоны Большого Сочи.
Еще раз о точке, в которой всесейчас находится: все эти новенькие и отремонтированные штучки еще нескладываются в сплошной пейзаж, но то и дело выбиваются среди прежней разрухи.
Как и раньше, по трассе и вдольнее разгуливает масса скота. Мне даже показалось, что скота стало больше, чемпрежде – причем, стал он откормленнее и разнообразнее. В частности, вомножестве присутствуют кони. Даже интересно, зачем их там столько?
На трассе
На трассе
Море и прибрежная полоса, вобщем, довольно чистые – особенно, с учетом отсутствия специальных мест длясбора мусора и привычки местных жителей не утруждаться по этой части. Запрошедшее время произведен демонтаж части уродливых бетонных волнорезов,некогда обезобразивших весь абхазский берег.
ФМ-радиостанций тоже сталонесколько, а не только московское "Авторадио", как в 2006.
Сохраняются перебои с подачейводы. В Гагре ее дают на два часа утром и столько же вечером. Однако, местныежители обзавелись персональными резервуарами, электробойлерами – и, в целом,нивелируют данную проблему.
На улицах, кажется, вполнебезопасно. Во всяком случае, в Гагре местные дети ходят в школу без сопровождениявзрослых (у нас в Питере так нельзя).
Культура вождения автомобиля уместных, разумеется, не блестяща – но какой-то особой агрессивности я неощутил. Кстати, видел что-то вроде моды: пацаны на крутых тачках ездятвечерами, сняв предварительно задний номерной знак. Так, понятно, удобней, есличто…
Вино в Абхазии ужасно. Те бутылки,что продаются и в наших магазинах ("Вина и Воды Абхазии") стоят встране изготовления около 150 руб. (в 2006 было 100-110) Знающие люди говорят,что абхазский там, главным образом, розлив. Все прочее, включая большую частьвиноматериала, завозят из-за границы. В этот раз довольно много в продажеприсутствовало бутылок и другого предприятия: Гудаутского винзавода. Впрочем,выглядели эти бутылки (по преимуществу – полусухие и полусладские вина, чтохарактерно) еще менее респектабельно, чем бутылки "ВИВА" – а потому яне рискнул их пробовать. Также, во многих местах видел рекламу "Частнойвинодельни А. Конджария" – есть даже дегустационный зал, где я не преминулпознакомиться с этими винами, предлагаемыми как элитные, в запечатанныхсургучом бутылках. В общем – лучше бы я этого не делал…
Зато в любом кафе теплым южнымвечером вам предложат т.н. "домашнее вино" – плохо сделанную,зачастую подкисшую "Изабеллу" – и в сочетании с хорошо прожаренныммясом, после купания в ласковом море даже оно совсем не испортит настроения…
Вино