В среду 31 октября состоялся визит министра иностранных дел Великобритании Джека Стро в Москву, где он встретился со своим коллегой Игорем Ивановым и министром обороны Сергеем Ивановым. Несмотря на то, что конкретных решений по итогам визита принято не было, за риторикой высокого гостя все более четко проглядывают контуры нового мирового порядка v как его видят из Лондона.
Министр Ее Величества выступил в Москве с вполне программной речью, возвестив, что российско-британские отношения переживают период расцвета, невиданного никогда ранее. А его высказывания по проблеме Чечни демонстрируют новый уровень взаимопонимания между Кремлем и Западом. Как заметил министр, "не может быть мирного сосуществования с терроризмом или экстремизмом, прибегающим к насилию". Понятие "экстремизм" еще более расширило допустимую сферу применения силы: из речи следовало, что наличие на данном этапе среди чеченцев тех, кто готов "оставить насилие и вернуться в рамки закона", для министра неочевидно. Развернувшись к излюбленной политиками теме окончания холодной войны ("если ранее наши отношения были основаны на балансе силы, то теперь мы должны выстроить баланс доверия"), Стро подчеркнул право государств "выбирать ту систему обеспечения своей безопасности, которая им больше подходит", дополнив сказанное традиционным соображением, что НАТО ничем не угрожает России.
Центральными темами визита, однако, стали санкции против Ирака и будущее афганское правительство. Весной Россия заблокировала в Совбезе ООН американские Lумные санкции¦, а теперь Запад, похоже, твердо решился вернуться к вопросу и ищет компромисс с Россией. Что касается Афганистана, то до сего дня Россия отрицала возможность участия "умеренных талибов" в будущем правительстве. Однако на вчерашних переговорах речь шла уже не об "умеренных" и "радикальных" талибах, а о "вождях" и "рядовых". Под "рядовыми" в данном случае понимаются пуштунские племенные вожди, которых поддерживает Пакистан (Москва, по понятным причинам, напротив, ставит на таджиков Северного Альянса). По сообщениям, Джек Стро и Игорь Иванов достигли "моментального взаимопонимания", как только разговор был переведен в племенную плоскость.
Однако особенно пространно Джек Стро настаивал на реконструкции под эгидой международного сообщества (то есть ООН) Афганистана и других нефункционирующих государств, от которых и исходит главная угроза миру: "Мы более не можем позволить себе не замечать отдаленные и плохо управляемые части света". Эти слова продолжают интервенционистскую риторику Лондона. Как сказал на днях один из ведущих британских историков, профессор Нэйл Фергюсон из Оксфорда: "Тони Блэйр по сути призывает к насаждению западных ценностей v демократии и так далее. На самом деле, это риторика либерального империализма. ... Новый империализм уже действует в Косово, в Боснии и в Восточном Тиморе. Будущее Афганистана, если мы будем действовать успешно, должно быть похоже на будущее этих государств под международной колониальной властью. Мы не должны питать иллюзий, поскольку ничто иное не сработает¦.
Итак, Россию, кажется, тоже зовут встать в ряды Lлиберальных колонизаторов¦. Во всяком случае, в отношении Афганистана. Если бы сентябрьских взрывов не было, то граница двух миров оставалась бы более размытой, и Россия сама оставалась бы в лучшем случае в этой пограничной зоне в глазах умеренных либеральных колонизаторов и однозначно за пределами западной цивилизации - в глазах радикалов. Ну и в заключение можно заметить, что обе страны уже имели опыт в роли колонизаторов Афганистана. Подобно Балканам, Афганистан выглядит одной из тех иррациональных зон, которые с регулярностью провоцируют кризисы западной идентичности и следующие за ними крупномасштабные конфликты.