Пик политического кризиса в Молдавии, вроде бы, прошел — но на самом деле может оказаться, что все еще только начинается. Так, в республику вернулся Ренато Усатый, достаточно значимая фигура для местной политики (а, заодно, для местного бизнеса и криминала — все эти понятия в Молдавии слабо отделимы).
Из своего возвращения в Молдавию Ренато Усатый устроил целое шоу, видимо вдохновившись примером Михаила Саакашвили и Украины. Перед тем, как пересечь границу, Усатый заявил, что его ждут «не только сторонники, но и много полиции». «Я еще раз повторяю: я возвращаюсь в Молдавию по своей инициативе, чтобы разобраться со всеми уголовными делами», — добавил, как передает «Интерфакс», он.
На границе Усатый и правда был задержан, но почти сразу отпущен — прокуратура обязала его явиться в правоохранительные органы по первому требованию.
Напомним, Ренато Усатый покинул страну в августе 2016 года после того, как против него было возбуждено уголовное дело и даже была попытка объявить его в международный розыск. Его обвиняют в убийстве, контрабанде и других преступлениях. При этом все это время он оставался мэром города Бельцы и ушел в отставку только в феврале 2018 года. Бельцы — это второй по населению город Молдавии (если не считать Приднестровья), то есть пост, как минимум, значимый.
Ренато Усатый сначала приехал в Россию — и понятно почему.
Свою карьеру Усатый начинал с торговли цветами в аэропорту Кишинева. Затем впервые перебрался в Москву, где постепенно обзавелся связями в предпринимательской среде, в том числе с Андреем Крапивиным, который тогда был советником главы РЖД Владимира Якунина. При этом Крапивин одновременно был владельцем крупнейших компаний-подрядчиков РЖД, получавших от нее контракты на десятки миллиардов рублей. Младшими партнерами Крапивина являлись Валерий Маркелов и Борис Ушерович. В результате Усатый за несколько лет стал долларовым миллионером. С таким капиталом он уже вернулся в Молдавию, где начал политическую карьеру, одним из результатов которой и стал пост мэра города Бельцы.
Но вот проблема: «бизнес-партнеры» Ренато Усатого оказались замешаны в деле экс-сотрудника ГУЭБиПК МВД РФ Дмитрия Захарченко (в квартире которого нашли миллиарды рублей), так что тучи не очень вовремя сгустились и над самим Усатым, когда он был в «политической эмиграции» в Москве. А накануне Новогодних праздников в домах и в офисах Усатого провели обыски сотрудники СКР и ФСБ.
Так что молдавскому предпринимателю и политику ничего не оставалось, как бежать и из России тоже. Сначала он оказался в Мюнхене, а затем перебрался поближе, в Румынию, когда в Молдавии стал назревать серьезный политический кризис и власть стала ускользать из рук Владимира Плахотнюка (богатейший человек Молдавии, несколько лет фактически руководил страной через свою Демократическую партию и потерял власть только в результате недавних событий. После утраты контроля над ситуацией Плахотнюк экстренно покинул Молдавию и сейчас находится в Швейцарии).
Но что интересно: возвращение Ренато Усатого в Молдавии сейчас можно считать дестабилизирующим фактором. Коалиционное правительство во главе с Майей Санду и так с трудом балансирует на грани сваливания в очередной политический кризис, а тут еще в стране появляется беглый олигарх с имиджем пророссийского политика, с которым нужно что-то делать.
Из-за этого местные политологи даже предполагают, что Усатый координирует свои действия с Владимиром Плахотнюком — слишком уж совпадают их интересы. Тут доподлинно вряд ли будет что-то известно до конца, зато уже сейчас понятно, что Усатый — не пророссийский политик, хотя бы потому, что российскую позицию четко высказал побывавший недавно в Кишиневе вице-премьер Дмитрий Козак, а затем и президент Владимир Путин: Москве выгодна стабильная политическая ситуация в Молдавии, а затянувшийся политический кризис никого не устраивает. Никого в Москве — Ренато Усатый, конечно, заинтересован в нестабильности, поскольку именно в таких условиях может вернуть себе политическое влияние и утраченный статус.
Так что перед правительством Майи Санду стоит еще одна задача: не дать вернуться в политику человеку, которого подозревают в уголовных преступлениях уже в двух странах.