будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 15, 2025
Мир
Аптекарь Павел

Ах, кивера, ах, ментики: генералы на хозяйстве

Массовый призыв высокопоставленных военных и представителей спецслужб на работу в высшие и региональные органы власти заставляет вспомнить о том, что в кризисных ситуациях верховная власть в России и Советском Союзе не раз призывала на руководящие посты офицеров и генералов спецслужб и силовых министерств.

Первым примером такого рода следует, наверное, признать царский указ 1895 года о «переходе на другую работу» министра внутренних дел Ивана Дурново, ставшего на несколько лет - до 1902 года - председателем комитета министров. Министерство внутренних дел фактически представляло собой единственную полноценную спецслужбу, имевшую в своем подчинении органы политического сыска и пресечения антигосударственной деятельности, и перевод его главы в кресло премьер-министра выглядел достаточно закономерно: сразу после смерти Александра Ш оживилось общественное движение, особенно студенческое, и государство считало задачу ослабления его влияния на жизнь страны одной из главных.

В августе 1904-го, после краха надежд на успех «маленькой победоносной войны» и убийства министра внутренних дел Вячеслава Плеве, его преемником стал Петр Святополк-Мирский, бывший в 1900-1902 годах шефом жандармского корпуса. Еще находясь на этой должности, он пытался проводить линию на более лояльное отношение к либеральной оппозиции, называл себя «земским человеком» и даже продолжал состоять членом уездного земского собрания. За короткое время пребывания в должности министра внутренних дел Святополк-Мирский составил проект общественно-политических и экономических реформ, предусматривавших создание выборного законодательного органа, ослабление цензуры и переход от общинного землевладения к индивидуальному, считая это «единственным средством, которое может дать возможность России правильно развиваться.» В своем всеподданнейшем докладе он отмечал: «Следует пойти навстречу пожеланиям умеренной части оппозиции и сделать уступки, которые совместимы с основами существующего строя и способны оторвать либеральные элементы общества от революционных». Нежелание царя и его ближайшего окружения идти на эти уступки стали одной из причин первой русской революции 1905-1907 годов.

В июле 1907 года премьер-министром, сохранив прежний пост, стал Петр Столыпин, один из самых знаменитых министров внутренних дел. До этого он показал себя успешным администратором в ходе подавления антиправительственных аграрных волнений и вооруженных выступлений в армии. На новом посту Столыпину удалось провести многие экономические реформы, проведение которых рекомендовал еще Святополк-Мирский, в том числе изменение порядка землевладения и ослабление социальной напряженности путем создания института медицинского и социального страхования для рабочих и мелких служащих.

Впрочем, доходило иногда и до смешного: в 1901 году на пост министра народного просвещения был назначен бывший глава военного ведомства генерал Петр Ванновский, а накануне революции 1905 года эту же должность занимал бывший чин министерства внутренних дел генерал Глазов.

То, что было исключительным случаем до революции, стало правилом в годы правления большевиков. Чекисты и разведчики то и дело отправлялись на ответственные государственные посты. Это было отнюдь не случайно: верные сыны партии и твердые ленинцы должны были следить за строгим соответствием текущей экономической деятельности - в условиях тотального дефицита - военно-коммунистической политике государства. Первым из них был начальник особого отдела ВЧК Михаил Кедров, отправленный в конце 1919 бороться с эпидемиями инфекционных болезней, косивших мирных жителей РСФСР и красноармейцев сильнее неприятельских пулеметов. Впоследствии Кедров занимал важные должности в Наркомате юстиции и ВСНХ.

Целый ряд видных чекистов оказался на хозяйственной работе в 1921-1922 гг. Тогда руководство страны привлекли их дисциплина, организованность и жесткая нетерпимость к взяточничеству, поразившему в первые годы Советской власти и, особенно, НЭПа многие звенья государственного аппарата. Наркомом путей сообщения, а впоследствии председателем Высшего Совета Народного Хозяйства стал сам «железный Феликс», который "в интересах дела" привлекал к работе большое количество опытных специалистов, не останавливаясь даже перед освобождением недавних «контрреволюционеров» из тюрем и концентрационных лагерей. Его деятельность на постах наркома путей сообщения и председателя ВСНХ объективно способствовала возрождению хозяйства после нескольких лет тяжелейшей разрухи, проявлению хозяйственной инициативы и даже привлечению иностранных инвестиций и концессий.

Вместе со своим руководителем «на хозяйство» отправились в 1921-1923 гг. несколько видных чекистов: бывший член коллегии ВЧК и начальник Восточного отдела ОГПУ Яков Петерс (член Центральной контрольной комиссии), участник захвата золотого запаса и начальник отдела по борьбе с бандитизмом Ференц Патаки (на разных должностях в Средней Азии), начальник секретного отдела Тимофей Самсонов (зам. председателя правления Белорусско-Балтийской дороги), начальник оперативного отдела Борис Футорян (начальник Московской таможни, затем управляющий консервным трестом). Наконец, в 1924 г. Дзержинского, ставшего членом Политбюро, сменил на посту председателя Президиума ВСНХ руководитель ГПУ Крыма и Закавказья Станислав Реденс.

Следующая партия людей из «органов» появилась в хозяйственных структурах в конце 1920-х, когда на смену НЭПу пришла вторая редакция «военного коммунизма» и обстановка требовала укрепления дисциплины в государственном аппарате и недопущения случаев мягкотелости в ходе коллективизации и индустриализации. Тогда заместителем Наркома рабоче-крестьянской инспекции стал бывший заместитель председателя ОГПУ и начальник иностранного отдела (т.е. внешней разведки) Меер Трилиссер, еще один видный чекист - Станислав Мессинг отправился на работу рангом пониже. Наконец, в 1933-м руководить гражданской авиацией отправили еще одного бывшего зампреда ОГПУ - Иосифа Уншлихта.

После войны немало сделал (используя, впрочем, все прежние свои методы) для развития новейших отраслей промышленности ставший членом Политбюро Лаврентий Берия. Сталин знал не только о его садистских наклонностях, но и о хороших организаторских способностях. Ему же принадлежит авторство целого ряда политических, хозяйственных и внешнеполитических инициатив, выдвинутых после смерти Сталина в марте-апреле 1953 года. Они предусматривали облегчение положения крестьянства путем сокращения налогов на приусадебные хозяйства, пересмотр ряда политических дел, в фабрикации которых Берия не принимал личного участия, улучшение отношений с Западом и Югославией, создание единой независимой Германии. Многие из них были использованы руководством ЦК КПСС после ареста и казни реформатора с Лубянки.

Наконец, еще одним массовым походом во власть сотрудников органов безопасности сопровождалось правление бывшего председателя КГБ Юрия Андропова, пытавшегося при помощи ужесточения дисциплины и борьбы с кумовством и взяточничеством продлить существование неэффективной советской экономики. Поначалу его мероприятия были поддержаны значительной частью общества, но на этот раз идея укрепления дисциплины была во многом дискредитирована дневными облавами в парикмахерских, банях и кинотеатрах.

Таким образом, приход силовиков "на хозяйство", как правило, отвечал одной из трех целей: охранительной, охранительно-реформаторской и мобилизационной. Любопытно, что попытки устрожения режима и борьбы с грозящей государству "революционной опасностью", не достигая цели, сменялись попытками реализации "охранительно-реформаторского" проекта (наиболее яркий пример - Столыпин). Однако, приходится признать, что действительно успешными можно считать в русской традиции лишь периоды "мобилизационного" правления силовиков, когда стояла задача быстро и твердо обеспечить восстановление минимальных структур функционирования власти и хозяйственного механизма. Другой особенностью является то, что управление Россией практически никогда не переходило в руки выдвиженцев армии, но почти всегда - представителей служб внутренней безопасности.

"Время новостей", специально для "Полит.Ру"


pavel-a-aptekar@mtu-net.ru



Аптекарь Павел
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).