- Полит.ру: Если бы разведка Саакашвили лучше работала? Если бы удалось вовремя обнаружить и изъять скандальную запись? Полюбовно договориться с её автором, в конце концов.
- Александр Черкасов: На самом деле, пытки в Глданской тюрьме №8 новостью не были. Информация об этом имелась у западных журналистов ещё в мае, но в Европе она особого шуму не сделала, а в Грузии её решили выпустить перед выборами. По вполне ясным причинам.
Правда, в то время практика пыток была несколько иной. Существовали пресс-камеры, в которых одни заключённые пытали других. А в позднесоветское время к пыткам подключились непосредстеннно сотрудники МВД.
- Но ведь это советское прошлое, а Саакашвили как раз гордился своей обновлённой полицией?
- Во-первых, мы все до сих пор являемся частями одной системы. Давление на заключённых и выбивание показаний были проблемой в СССР и остаются нашей общей бедой. Да, борьба с криминалом, реформа МВД долго была козырем Саакашвили. Это привело к тому, что о грузинских силовиках шли только восторженные отзывы.
Рано или поздно о них бы всё равно узнали. Но это урок любому правителю, при котором массмедиа не столько отражают, сколько приукрашивают реальность.
- Но, Саакашвили, кажется, добился реальных успехов в борьбе с мафией, коррупцию искоренил.
- На самом деле грузинская полиция боролась с криминалом методами Глеба Жеглова. Никто не сомневается, что Жеглов ненавидит преступников. Беда в том, что его действия не просто незаконны, но по сути и не слишком эффективны. Например, громкий резонас имела борьба с воровской элитой Грузии. А как с ней боролись... Если ты называешь себя вором в законе, тебя сажают. А если отрекаешься от своего статуса, милуют. Или, допустим, молодого преступника заставляли обругать какого-то криминального авторитета и, таким образом, поставить себя вне криминальной иерерархии. Толку от таких мер немного.
Это вытекает из советского опыта. Знаменитый "Белый лебедь" для того и был предназначен, чтобы ломать заключённых, заставлять их отказываться от воровских обычаев. Там это делалось руками других зеков. А при Сталине воровской закон ломали руками "ссученных", тех, кто предал воровские идеалы и стал изгоем криминального мира. Манипулируя иерархией, заставляли воров пожирать друг друга.
- Чем это плохо?
- А что хорошего? Через короткое время баланс всё равно восстановился. Потому что такие вещи, как борьба с организованной преступностью должны делаться под общественным контролем. Поступает информация, что после этого сканадала грузинские места заключения стали более прозрачными. Хотя её надо ещё проверять.