На выходных в Киеве вроде бы случилась сенсация: В.Янукович предложил А.Яценюку стать премьером, а В.Кличко - вице-премьером "по гуманитарным вопросам". С субботы они еще ничего не решили. Понять их личные сомнения – легко, но этот пункт еще и не сам по себе, а небольшая часть общей конструкции.
1. Кадровое предложение. С Яценюком и Кличко все было всерьез, а не между делом в кулуарах. От власти переговоры с оппозиции среди прочих ведет и министр юстиции Е.Лукаш, она это и сообщила. Добавив, что в случае их согласия В.Янукович отправит в отставку правительство Азарова. Это было в субботу, с тех пор оппозиция думает. Ну, там явно будут решать коллективно – в одиночку им моральной устойчивости не хватит. Но только и не отказались сразу, хотя могли бы. Но об этом в пункте 3.
2. Потому что на самом-то деле основным на переговорах в субботу было другое. 25 января власть согласилась внести изменения в законы от 16 января, освободить задержанных активистов, изменить уже осужденным меру пресечения, создать группу для согласования решения о возвращении к Конституции 2004 года и изменить подходы к формированию ЦИК. А лидеры оппозиции должны немедленно обеспечить полный уход людей с улицы Грушевского и прекращение любых противоправных действий. Точнее, так: "стороны договорились о том, что площади и улицы Киева будут постепенно освобождены как протестующими, так и правоохранительными органами".
3. В чем сомнения по поводу премьерства Яценюка? Даже без сути предложения - как-то это внезапно для Януковича. Не его формат, вот Л.Д.Кучма бы мог, да. А ему не свойственно. А неформатность предполагает кучу подозрений. Может, это чтобы расколоть оппозицию? Или это просто издевательство? Издевательство, конечно, тоже может присутствовать, поскольку В.Кличко как вице-премьер по гуманитарным вопросам - это в ту сторону.
Не совсем понятен механизм. Как В.Янукович отправит в отставку Азарова? В отставку надо отправлять в Раде, а там за нее могут и не проголосовать, не так ли? Личной просьбой к Азарову - написать, "я устал, отпустите меня"? А если Азарова все равно не отпустят, то как себя чувствовать согласившемся Яценюку? Собственно, ничего страшного – это власть покажет, как она опять кидает, но с другой-то стороны – останется и некий осадок. Опять же, а ведь это Рада должна будет еще и проголосовать за его премьерство – а сколько на свете фанов Яценюка? И есть ли их 226 в Раде? Нюанс есть и с другой стороны: какая часть Партии Регионов искренне поддерживает тут В.Януковича и не усилятся ли у него проблемы с партией (не следует думать, что они там все, как один, за его внешнюю и внутреннюю политику)? Причем, из-за Яценюка…
Вторая проблема: а, собственно, какой А.Яценьюк премьер? Даже не касаясь его личных опций, а в контексте. Вроде бы, предложение имеет в виду сохранение прочего правительства (ну, минус еще и должность Кличко), а что с ним делать отдельно взятому оппозиционеру? Вообще, что за премьер без парламентского большинства? То есть, надо проводить внеочередные выборы в Раду, а об этом В.Янукович не говорит.
Есть еще вариант для оппозиции: использовать это предложение для того, чтобы выставлять новые требования. Например – освободить Тимошенко. Но тоже не аккуратно: были переговоры, были требования, в итоге – предложение забрать премьерство. Добавлять еще условий для согласия – несолидно, да и кто согласится, этак условия все будут нарастать. Вообще, любопытно - в этих взаимных обязательствах власти и оппозиции Тимошенко ни разу не упоминалась.
4. Начиная с субботы по 13 часов МСК ничего по этой части не происходило. При этом паузу драматургической не назвать: куда что именно может развиваться – не ясно никому. Стороны только и делают, что говорят о том, что другая сторона должна сделать что-нибудь конкретное.
Например, А.Яценюк публично продемонстрировал свои колебания, заявив на Майдане, что а) "оппозиция готова взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу страны и может принять предложение президента Януковича относительно должностей в Кабинете министров". Но б) "переговоры будут продолжаться, пока власть не выполнит требований Евромайдана".
Что есть логическая неувязка. Если власть выполняет требования, то и оппозиция должна выполнить свою часть. А это вовсе не согласие Яценюка стать премьером, но увести людей по крайней мере с Грушевского. Но уже и Кличко на Майдане говорит, что пока переговоры не закончены, баррикады они не покинут. И это даже не намеренная зловредность, а как-то так оно и выходит: нет типа того кончика, за который потянуть, чтобы все распуталось.
Очень все запутано и запутывается все сильнее – не без конкретной (тоже – не злонамеренной – ) помощи СМИ, например: так откуда оппозиция должна уводить своих людей? Только лишь с Грушевского? А согласно "Украинской правде", "власть ожидает от оппозиции освобождения улиц Киева и всех городов Украины от митингующих и освобождения всех захваченных зданий". Это же даже не неопределенные "площади и улицы Киева", разница серьезна – ясно же, что оппозиция в том составе, в котором она ходила к президенту, этого сделать не в состоянии. Потому что области и т.п.
В это время Майдан вполне конкретно занял еще и Украинский дом – это между Майданом и Грушевского. Тут конкретика была обеспечена слухами о том, что там собирается спецназ, чтобы рывком оттуда разогнать людей на Грушевского – там метров 250, если прямо через клумбу. Ну вот, никакого спецназа там не оказалось, но помещение, однако, занято. Ровно в момент, когда оппозиция думает, как быть с предложениями власти.
6. Со стороны власти также нет чего-то единого. Депутат от Партии Регионов, соавтор тех самых "законов о диктатуре" В.Олейник сообщил, что уже создана "специальная экспертная группа для проработки возможностей как внесения изменений по существу, так и в отдельных законах, принятых 16 января".
По его словам, вариантом либерализации принятых законов может стать уменьшение ответственности – переход от лишения свободы к штрафу, "но это предмет переговорного процесса". Также он указал на то, что "самый серьезный месседж, который был провозглашен президентом - неприменение властью силы в отношении участников мирных демонстраций". Однако уточнил: "Но там, где захватывают помещения, где есть правонарушения, нужно привлекать виновных к ответственности. Причем речь идет и об организаторах, которые финансируют подобные силовые акции". Ну вот уж там сразу найдешь организатора… Все равно придется считать виновными всех подряд, а потом как бы разбираться.
Словом, у Олейника тут косметика законов. Разумеется, он сам их писал, не будет же он лично говорить, что они вообще никуда не годятся. Но вот даже в эфире "Громадського радио" советник президента и руководитель Главного управления по вопросам конституционно-правовой модернизации АП Марина Ставнийчук прямо сказала, что они не годятся в принципе: "Вопрос отмены законов, которые не воспринимаются обществом, может и должен быть решен в правовой способ. Эти законы содержат ряд дискриминационных, непропорциональных норм, норм, которые не содержат юридической определенности".
7. Разумеется, оппозиция продолжает не верить ничему и продолжает считать, что власть собирается ввести чрезвычайное положение. Например - на внеочередной сессии Рады, которая созвана на вторник 28 января. То есть, 28-го точно что-то разрешится. Локально, конечно же.
Но чрезвычайное положение вполне возможно. В воскресенье вечером активисты "Спильной справы" захватили Минюст (Городецкого,13). Там уже тоже и баррикады, и улица полита водой, чтобы спецназу было скользко. В.Кличко туда уже заходил и пытался убедить освободить министерство. Ну, понятно, что ему сказали. Ну а министр юстиции Лукаш сказала, что если здание Минюста не освободят, то она обратится к Совету национальной безопасности и обороны с просьбой о немедленном введении чрезвычайного положения. Обратится еще сегодня, в понедельник.
А тут же как: Кличко пошел уговаривать их уйти - они не согласились. Вывод: оппозиция не может контролировать ситуацию со своей стороны, следовательно - переговорной стороной являться не может. Что тогда остается?