будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 3, 2025
Мир
Левкин Андрей

Антидраматургическая пауза в городе Киеве

Антидраматургическая пауза в городе Киеве
170114
Скриншот трансляции ukrstream.tv

На выходных в Киеве вроде бы случилась сенсация: В.Янукович предложил А.Яценюку стать премьером, а В.Кличко - вице-премьером "по гуманитарным вопросам". С субботы они еще ничего не решили. Понять их личные сомнения – легко, но этот пункт еще и не сам по себе, а небольшая часть общей конструкции.

1. Кадровое предложение. С Яценюком и Кличко все было всерьез, а не между делом в кулуарах.  От власти переговоры с оппозиции среди прочих ведет и министр юстиции Е.Лукаш, она это и сообщила. Добавив, что в случае их согласия В.Янукович отправит в отставку правительство Азарова. Это было в субботу, с тех пор оппозиция думает. Ну, там явно будут решать коллективно – в одиночку им моральной устойчивости не хватит. Но только и не отказались сразу, хотя могли бы. Но об этом в пункте 3.

2. Потому что на самом-то деле основным на переговорах в субботу было другое. 25 января власть согласилась внести изменения в законы от 16 января, освободить задержанных активистов, изменить уже осужденным меру пресечения, создать группу для согласования решения о возвращении к Конституции 2004 года и изменить подходы к формированию ЦИК. А лидеры оппозиции должны немедленно обеспечить полный уход людей с улицы Грушевского и прекращение любых противоправных действий. Точнее, так: "стороны договорились о том, что площади и улицы Киева будут постепенно освобождены как протестующими, так и правоохранительными органами".

3. В чем сомнения по поводу премьерства Яценюка? Даже без сути предложения - как-то это внезапно для Януковича. Не его формат, вот Л.Д.Кучма бы мог, да. А ему не свойственно. А неформатность предполагает кучу подозрений. Может, это чтобы расколоть оппозицию? Или это просто издевательство? Издевательство, конечно, тоже может присутствовать, поскольку В.Кличко как вице-премьер по гуманитарным вопросам - это в ту сторону.

Не совсем понятен механизм. Как В.Янукович отправит в отставку Азарова? В отставку надо отправлять в Раде, а там за нее могут и не проголосовать, не так ли? Личной просьбой к Азарову - написать, "я устал, отпустите меня"? А если Азарова все равно не отпустят, то как себя чувствовать согласившемся Яценюку? Собственно, ничего страшного – это власть покажет, как она опять кидает, но с другой-то стороны – останется и некий осадок. Опять же, а ведь это Рада должна будет еще и проголосовать за его премьерство – а сколько на свете фанов Яценюка? И есть ли их 226 в Раде? Нюанс есть и с другой стороны: какая часть Партии Регионов искренне поддерживает тут В.Януковича и не усилятся ли у него проблемы с партией (не следует думать, что они там все, как один, за его внешнюю и внутреннюю политику)? Причем, из-за Яценюка…

Вторая проблема: а, собственно, какой А.Яценьюк премьер? Даже не касаясь его личных опций, а в контексте. Вроде бы, предложение имеет в виду сохранение прочего правительства (ну, минус еще и должность Кличко), а что с ним делать отдельно взятому оппозиционеру? Вообще, что за премьер без парламентского большинства? То есть, надо проводить внеочередные выборы в Раду, а об этом В.Янукович не говорит.

Есть еще вариант для оппозиции: использовать это предложение для того, чтобы выставлять новые требования. Например – освободить Тимошенко. Но тоже не аккуратно: были переговоры, были требования, в итоге – предложение забрать премьерство. Добавлять еще условий для согласия – несолидно, да и кто согласится, этак условия все будут нарастать. Вообще, любопытно - в этих взаимных обязательствах власти и оппозиции Тимошенко ни разу не упоминалась.

4. Начиная с субботы по 13 часов МСК ничего по этой части не происходило. При этом паузу драматургической не назвать: куда что именно может развиваться – не ясно никому. Стороны только и делают, что говорят о том, что другая сторона должна сделать что-нибудь конкретное.

Например, А.Яценюк публично продемонстрировал свои колебания, заявив на Майдане,  что а) "оппозиция готова взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу страны и может принять предложение президента Януковича относительно должностей в Кабинете министров". Но б) "переговоры будут продолжаться, пока власть не выполнит требований Евромайдана".

Что есть логическая неувязка. Если власть выполняет требования, то и оппозиция должна выполнить свою часть. А это вовсе не согласие Яценюка стать премьером, но увести людей по крайней мере с Грушевского. Но уже и Кличко на Майдане говорит, что пока переговоры не закончены, баррикады они не покинут. И это даже не намеренная зловредность, а как-то так оно и выходит: нет типа того кончика, за который потянуть, чтобы все распуталось.

Очень все запутано и запутывается все сильнее – не без конкретной (тоже – не злонамеренной – ) помощи СМИ, например: так откуда оппозиция должна уводить своих людей? Только лишь  с Грушевского? А согласно "Украинской правде", "власть ожидает от оппозиции освобождения улиц Киева и всех городов Украины от митингующих и освобождения всех захваченных зданий". Это же даже не неопределенные "площади и улицы Киева", разница серьезна – ясно же, что оппозиция в том составе, в котором она ходила к президенту, этого сделать не в состоянии. Потому что области и т.п.

В это время Майдан вполне конкретно занял еще и Украинский дом – это между Майданом и Грушевского. Тут конкретика была обеспечена слухами о том, что там собирается спецназ, чтобы рывком оттуда разогнать людей на Грушевского – там метров 250, если прямо через клумбу. Ну вот, никакого спецназа там не оказалось, но помещение, однако, занято. Ровно в момент, когда оппозиция думает, как быть с предложениями власти.

6.  Со стороны власти также нет чего-то единого. Депутат от Партии Регионов, соавтор тех самых "законов о диктатуре" В.Олейник сообщил, что уже создана "специальная экспертная группа для проработки возможностей как внесения изменений по существу, так и в отдельных законах, принятых 16 января".

По его словам, вариантом либерализации принятых законов может стать уменьшение ответственности – переход от лишения свободы к штрафу, "но это предмет переговорного процесса". Также он указал на то, что "самый серьезный месседж, который был провозглашен президентом - неприменение властью силы в отношении участников мирных демонстраций". Однако уточнил: "Но там, где захватывают помещения, где есть правонарушения, нужно привлекать виновных к ответственности. Причем речь идет и об организаторах, которые финансируют подобные силовые акции". Ну вот уж там сразу найдешь организатора… Все равно придется считать виновными всех подряд, а потом как бы разбираться.

Словом, у Олейника тут косметика законов. Разумеется, он сам их писал, не будет же он лично говорить, что они вообще никуда не годятся. Но вот даже в эфире "Громадського радио" советник президента и руководитель Главного управления по вопросам конституционно-правовой модернизации АП Марина Ставнийчук прямо сказала, что они не годятся в принципе: "Вопрос отмены законов, которые не воспринимаются обществом, может и должен быть решен в правовой способ. Эти законы содержат ряд дискриминационных, непропорциональных норм, норм, которые не содержат юридической определенности".

7. Разумеется, оппозиция продолжает не верить ничему и продолжает считать, что власть собирается ввести чрезвычайное положение. Например - на внеочередной сессии Рады, которая созвана на вторник 28 января. То есть, 28-го точно что-то разрешится. Локально, конечно же.

Но чрезвычайное положение вполне возможно. В воскресенье вечером активисты  "Спильной справы" захватили Минюст (Городецкого,13). Там уже тоже и баррикады, и улица полита водой, чтобы спецназу было скользко. В.Кличко туда уже заходил и пытался убедить освободить министерство. Ну, понятно, что ему сказали. Ну а министр юстиции Лукаш сказала, что если здание Минюста не освободят, то она обратится к Совету национальной безопасности и обороны с просьбой о немедленном введении чрезвычайного положения. Обратится еще сегодня, в понедельник.

А тут же как: Кличко пошел уговаривать их уйти - они не согласились. Вывод: оппозиция не может контролировать ситуацию со своей стороны, следовательно - переговорной стороной являться не может. Что тогда остается?

Левкин Андрей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).