Согласование позиций внутри группы Кресса, а также между ней, правительством и РАО ЕЭС вступило в завершающую фазу - как ожидается, в воскресенье выздоравливающий Виктор Кресс представит президенту единый доклад. Согласование продвигается довольно трудно; как мы уже писали, на первый план вышел вопрос о вертикальной интеграции. Кроме того, в кулуарах участвующих в разработке реформы структур и, соответственно, в газетах, активно обсуждается вопрос "кто главнее". Речь о том, как после 22 апреля будут согласовываться концепция реформы по Крессу и концепция МЭРТа, которая в эти же дни будет внесена в правительство. Версий на этот счет, естественно, две - противоположные.
"Время новостей" пишет, что механизм согласования будет простым: правительству будет трудно "хотя бы в малой степени проигнорировать доклад, полученный от главы государства. И скорее всего самым простым выходом для премьера будет переклеить титульный лист с одного документа на другой, предоставив докладу группы Кресса статус правительственной программы". Со ссылкой на администрацию президента газета сообщает, что Владимир Путин вполне доволен эффективностью придуманного им механизма, опробованного на РАО: правительственная концепция прорабатывается Госсоветом (то есть президентской администрацией, губернаторами и экономическим сообществом), и только потом окончательно утверждается правительством. Источник "Времени" говорит, что на базе группы Кресса может быть создан даже специальный орган для контроля за ходом реформы.
Совершенно противоположную версию аппаратного расклада транслирует "Коммерсант". Группа Кресса уже опоздала с докладом, не успеет и к 22-му, поскольку пока не может договориться ни внутри себя, ни с правительством. И единственным реальным результатом ее работы становится оттяжка принятия решения, которая менее всех выгодна Анатолию Чубайсу: до собрания акционеров остается всего неделя. В этой ситуации АП, правительство, РАО и другие стороны не смогут согласовать позиции, и "за решением придется идти к президенту", считает газета. Потому что для того, чтобы получить согласие в конце пути, нужно исходить из единых посылок и интересов в его начале. А этого нет.
Невозможность прийти к единому мнению может дискредитировать саму идею достижения элитами согласия по поводу реформы важных секторов экономики. Уже сейчас достаточно сильны опасения, что все будут довольны только тогда, когда план реформы станет ублюдочно-никаким. То есть достижение согласия приведет к полной "потере содержания". Правда, есть в процессе согласования и "приобретения": так, в РАО говорят, что не имеют ничего против идеи либералов о привязке активов к обязательствам - надо только придумать, как это сделать.
В последние дни возникла еще одна опасность для реформы энергетики: говорят, "наверху" очень понравилась высказанная якобы на совещании у Касьянова главой ФЭКа Георгием Кутовым идея, что настоящий конкурентный рынок со свободными ценами можно запускать только после выборов 2004 года. Иначе - электоральные трудности. Если мастера административных интриг так и сделают, в течение трех лет реформаторская активность будет только изображаться (подготовка документов, анализ состояния отрасли, снижение издержек, совершенствование работы рынка ФОРЭМ и т.д.). Не факт, что это плохо, но если при 4-летнем президентском цикле уже за 3 года до выборов ничего реформировать нельзя, - то Россию придется раз и навсегда объявить "страной победившего консерватизма". Или, скорее, социализма, - потому что откладывание реформ в России консервирует именно социализм. А аллюминщики тем временем будут получать гигантскую ренту благодаря огромной доле дешевой энергии в издержках. Только бы государству не забыли "спасибо" сказать: ведь это оно удерживает энергетику от рынка.