будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Армения Конституция выборы акции протеста
Июнь 30, 2025
Мир
Быков Антон

Армянский выбор

Армянский выбор
2015-12-06_113427
Акция против референдума. 1 декабря 2015 г.

В Армении сегодня стартовал референдум по конституционным реформам, которые предполагают переход от президентской к парламентской форме правления. Голосование началось в 8:00 (7:00 мск) и продлится до 20:00 (19:00 мск). Сторонники реформы уверяют, что конституционные изменения послужат укреплению демократического процесса в стране. Противники считают, что новый проект конституции нужен президенту Сержу Саргсяну и его партии.

6 декабря по всей Армении открылись почти две тысячи избирательных участков. В Регистр избирателей включены 2,5 миллиона человек, которые могут проголосовать на референдуме. Население Армении составляет 3,4 миллиона человек. Порог явки отсутствует. Отдать свой голос могут граждане, достигшие 18-летнего возраста. Вынесенный на референдум проект будет считаться принятым, если за него проголосуют более половины граждан, но не менее четверти от избирателей, включенных в списки. 

За ходом референдума наблюдают 18 местных и четыре международных организации, в том числе Миссия наблюдателей от СНГ, наблюдатели Межпарламентской ассамблеи СНГ, Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ. Предварительные результаты голосования должны быть опубликованы Центральной избирательной комиссией до вечера 7 декабря. Окончательные итоги референдума - в течение недели.

За месяц до референдума парламентским большинством в законодательство были внесены изменения, разрешающие голосовать посредством ID-карт вместо паспорта. Оппозиция считает, что использование идентификационных карт приведет к массовым фальсификациям, поскольку по ним можно проголосовать многократно на разных участках. ID-картами обладают 183 тысячи человек. В ЦИК уверяют, что эта процедура находится под контролем: в списках избирателей перед именами граждан будет проставляться метка, указывающая на голосование по ID-карте.

Парламент Армении одобрил проект конституционной реформы 5 октября. Согласно проекту, президент страны будет избираться не на всеобщих прямых выборах, а парламентом. Срок полномочий президента увеличивается с пяти до семи лет, но его функции ограничиваются. Одна и та же персона сможет быть избрана президентом только один раз.

Согласно проекту, высшим органом исполнительной власти объявляется правительство, оно наделяется полномочиями по разработке и осуществлению внешней и внутренней политики. Кабинет министров будет также отвечать за общее руководство системой государственного управления. Во время войны премьер-министр становится верховным главнокомандующим. В мирное время армия будет подчиняться правительству. Премьер-министра формально будет назначать президент после того, как кандидатуру главы кабмина определит парламентское большинство.

Кроме того, конституционная реформа упраздняет выборы в Национальное собрание (парламент) по мажоритарным (одномандатным) избирательным округам и утверждает переход к формированию парламента исключительно на пропорциональной основе (по партийным спискам). Национальное собрание должно состоять по крайней мере из 101 депутата (сейчас - из 131). Если по итогам выборов в парламенте отсутствует стабильное большинство, предлагается провести второй этап голосования при участии двух партий, получивших наибольшее количество голосов. Победитель второго тура получит дополнительные мандаты.

Как отмечает аналитический Центр региональных исследований, если на референдуме конституционная реформа будет одобрена, то Армения станет второй после Сан-Марино страной с подобной системой управления.  Президентская комиссия юристов утверждает, что, с точки зрения сдержек и противовесов, предлагаемые изменения – это «несколько шагов вперед по сравнению с действующей конституцией». По мнению критиков, проект приведет к укреплению власти одной партии - правящей Республиканской.

Противники конституционной реформы из «Фронта национального спасения «Новая Армения» организовали круглосуточные акции протеста. Они начались в Ереване 1 декабря. В объединение входят партии «Наследие», «Демократическая родина», «Национальное самоопределение», а также различные гражданские инициативы.

Участники протестов требуют аннулировать решение о проведении референдума и назначить внеочередные парламентские и президентские выборы. Оппозиция опасается, что конституционные изменения позволят Саргсяну остаться у власти уже после того, как истекут его президентские полномочия в 2018 году, например, в качестве премьер-министра или спикера парламента (без реформы он столкнулся с конституционным запретом на третий срок президентства).

Сам Саргсян заявляет, что реформа в нынешних условия своевременна и необходима. В интервью государственным телеканалам он сказал, что в действующей конституции есть «непропорциональность прав и ответственности». «Полупрезидентская система нежизнеспособна. Возможный конфликт двух мандатов – президента и премьера – в условиях полупрезидентского правления при определенных обстоятельствах может представлять угрозу национальной безопасности».

Однако оппозиция настроена решительно. Лидер «Новой Армении» Жирайар Сефилян заявил, что если проект будет принят на референдуме, то после митинга начнется шествие, сопровождающееся перекрытием дорог. Он также намекнул, что протестующие готовы пойти на штурм зданий, в которых располагаются государственные структуры.

Быков Антон
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).